ru

Новости

29 Января 2016

Александр Калинин: "У нас получилось реализовать все, что мы задумали"

В интервью ТАСС Александр Калинин рассказал об итогах Форума "Малый бизнес - национальная идея?" Перечень поручений президента Российской Федерации по итогам форума "Малый бизнес - национальная идея" был на днях опубликован на сайте главы государства. Впечатлениями о форуме и встрече бизнеса с Владимиром Путиным делится в своем интервью президент "ОПОРЫ России" Александр Калинин.


- Александр Сергеевич, вы довольны итогами форума?

- Главное, что довольны полторы тысячи предпринимателей, приехавших на форум из более чем 70 российских регионов. Я рад, что у нас получилось реализовать все, что задумывали. Мы провели 12 круглых столов по самым актуальным общепредпринимательским проблемам с участием ведущих экспертов от бизнеса и власти. Большим событием стало участие в форуме президента Российской Федерации.

- Давайте сразу, не откладывая в долгий ящик, поговорим о перечне поручений главы государства. Как вы оцениваете этот документ? Все ли пожелания, прозвучавшие на форуме, в него вошли?

- Большинство. И это, конечно, очень хороший результат. Я вам так скажу: мы ожидаем серьезного эффекта от реализации этого документа. Более того, мы обязательно будем мониторить его реализацию на практике.

Возьмем, например, поручение о применении к малым предпринимателям административного наказания исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении нарушений (в ходе контрольно-надзорных мероприятий). Почему это важная тема?

На форуме мы предложили заложить в сферу контрольно-надзорной деятельности в отношении МСП новый принцип: контролер как консультант. Суть идеи - сначала в закон о проверках, а затем и в Кодекс об административных правонарушениях должна быть внесена императивная норма: если проверка не связана с фактом нанесения ущерба жизни и здоровью, а проверяемый объект не относится к высокому классу опасности и является малым или средним предприятием, проверяющий обязан выписать предписание на устранение замечания без наложения штрафа. Если предприниматель не выполнит предписания, только после этого можно и штрафовать. Проверяющие должны быть консультантами, а не сборщиками податей. Да и кто лучше самих контролеров способен разобраться в ворохе многочисленных требований к бизнесу. Они могут и должны рассказать предпринимателям, что они обязаны соблюдать при ведении бизнеса.

Другое поручение президента России связано с обязательной идентификацией личности заявителя при рассмотрении органами контроля (надзора) жалоб, в том числе отправленных через интернет. Я рассказал главе государства, как анонимы и "доброжелатели" под вымышленными именами фактически разрушают бизнесы. Надзорный мораторий, введенный с 2016 года, на внеплановые проверки по жалобам не распространяется. Контролирующие органы обязаны проводить проверку по таким обращениям, но при этом не обязаны проверять обоснованность заявления и реальность заявителя.

Еще одно поручение главы государства касается увеличения предельного размера доходов налогоплательщика, а также остаточной стоимости основных средств, не позволяющих предпринимателю применять УСН. С июля 2015 года микробизнесом считается тот, где годовой оборот достигает не 60 млн, а 120 млн руб. Мы считаем, что поручения Госсовета и антикризисный план правительства должны быть исполнены. Должны быть внесены изменения в Налоговый кодекс, чтобы планка по УСН также была увеличена до 120 млн руб. Помимо этого необходимо проследить за планкой стоимости основных средств, они тоже по логике должны быть подняты в два раза. Кадастровая переоценка недвижимости проходит каждые три года, раз в два года - в городах федерального подчинения и все время растет.

Особо хочу отметить поручение, посвященное увеличению размера ущерба, предусмотренного 159-й статьей УК РФ, к преступлениям в крупном и особо крупном размерах. Это необходимо сделать для того, чтобы снизить реальный уровень уголовного преследования в предпринимательской сфере. Мы попросили президента поднять в разы пределы по крупным и особо крупным составам экономических преступлений в УК РФ. Сегодняшние показатели уже не отвечают реалиям времени, и только этот шаг позволит перевести из уголовного наказания в административное большинство возбуждаемых дел.

Кроме того, с уходом ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в предпринимательской сфере) в два раза, с пяти до десяти лет, выросла санкция для предпринимателя. Таким образом, статья стала тяжкой и к подозреваемому не может применяться такая мера, как заключение под домашний арест или подписка о невыезде. С одной стороны, мы говорим о снижении преследования предпринимателей, а с другой - происходит усиление статьи, по которой чаще всего "кошмарят" бизнесменов. С нашей точки зрения, необходимо внести изменения в УК РФ в части установления уголовной ответственности за мошенничество не более шести лет лишения свободы.

Действительно, уголовное преследование предпринимателей за последнее время только усилилось. Сегодня такие дела могут возбуждать, как минимум, пять силовых структур. В послании президента Федеральному собранию прозвучало, что в 2014 году по предпринимательским статьям возбуждено 200 тыс. уголовных дел. Из них только 30 тыс., то есть 15%, закончились обвинительным приговором. А 170 тыс. предпринимателей были оправданы, но 80% из них при этом бизнес потеряли. Все это приводит к ухудшению предпринимательского климата. Отдельно на форуме мы поднимали вопрос о действиях представителей правоохранительных органов, которые раздают в СМИ комментарии с оценкой степени вины предпринимателя до вердикта суда.

- Какие еще актуальные проблемы обсуждались на форуме?

- Доступ к финансам. Можно долго призывать банки много кредитовать малый и средний бизнес, но их издержки в работе с сектором МСП существенно, в разы, превышают издержки по кредитованию крупного бизнеса и государственных структур. В 2015 году банки забрали у малого бизнеса в пользу крупных компаний и госсектора порядка 500 млрд руб. Регулирование выстроено таким образом, что банкам это выгоднее, они же тоже должны зарабатывать.

- Почему так происходит? Откуда дополнительные издержки у банков?

- Это прежде всего нормы резервирования. Если по кредитам для госкомпаний и крупного бизнеса они считаются отнесенными к первой и второй категориям качества и там можно делать резервы либо ноль, либо 20%, а малый и средний бизнес относится к категории обычной, ее называют еще третьей. По ней резервирование нужно делать 75%. Мы часто приводим в пример Европу. Там для малого бизнеса Европейский Центробанк установил норму резервирования в 50%. В случае, если кредит подтвержден еще коммерческой недвижимостью, этот показатель меньше 30%. Мы хотим, чтобы подобный механизм был и в России.

Здесь уместно вспомнить еще об одном поручении Владимира Путина по итогам нашего форума. Правительство России совместно с Центральным банком должны обеспечить включение в систему премирования руководителей кредитных организаций с государственным участием ключевого показателя, характеризующего динамику кредитования МСП. "ОПОРА" рассчитывает, что это решение позволит изменить ситуацию с доступом малого бизнеса к финансам в лучшую сторону.

Вообще, должен сказать, основная идея нашего форума была в том, чтобы совместными усилиями бизнеса и власти восстановить рост российского малого и среднего бизнеса. Минувший год оказался достаточно знаковым для предпринимательства. Впервые за восемь лет прошел государственный совет по МСП, и по его итогам были сделаны очень серьезные нормативные заделы, которые должны стать конкретными инструментами развития для предпринимателей. Кроме того, для малого и среднего бизнеса государством был создан огромный рынок закупок госкорпораций. Наша организация в течение двух лет добивалась соответствующего постановления правительства, но руководство страны пошло еще дальше. По инициативе президента была создана государственная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса, своеобразное "единое окно". Идея создания такого института развития была предложена "ОПОРОЙ" еще в 2009 году, во времена прошлого финансового кризиса. Дело в том, что работа по развитию МСП в России многие годы велась мозаично, не системно. Не всегда было понятно, кто и за что в ответе. Решение централизовать эту работу, предоставив соответствующие полномочия и ресурсы, - важнейшее решение.

Улучшению бизнес-климата, по нашему мнению, будет способствовать формирование стратегии развития МСП в России. По итогам Государственного совета Минэкономразвития дали указание разработать такую стратегию. Работу эту министерство практически завершило, но на декабрьской правительственной комиссии под руководством Игоря Шувалова предложенную стратегию отправили на доработку. К этому документу до 1 февраля сего года по предложению "ОПОРЫ" поручено создать конкретный план действий, так называемую дорожную карту, на 2016-2018 годы, где должно быть подробно расписано, что необходимо сделать в ближайшее время, чтобы малый и средний бизнес уже в этом году почувствовал в отношении себя позитивные изменения регуляторики. Тем более что нынешний год особый - пройдут выборы в Госдуму, и если под эти конкретные планы и конкретные шаги не сделать необходимые изменения в законодательстве, то мы потом плавно уйдем в выборы. А пока новая Дума разберется в новациях, там не за горами 2017 год. Тему можно запросто "замылить". Мы в "ОПОРЕ" настроены очень прагматично, считаем, что Госсовет задел сделал, пора его реализовывать не только на региональном уровне.

- Перечисленные вами темы останутся в фокусе внимания "ОПОРЫ"?

-Безусловно. Мы будем продолжать совместную работу с органами власти, регионами и отраслевыми союзами над решением самых разных проблем. Приходите на наши мероприятия, на наш сайт, следите за "ОПОРОЙ" в социальных сетях. И я надеюсь, что о своих успехах мы сможем рассказать уже на следующем форуме нашей организации в январе 2017 года.

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/novosti-partnerov/2625600

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»