Петр Ионович Губонин - основатель курорта Гурзуф
Сейчас в это трудно поверить, но для жителей России начала XIX века природная красота и прекрасный климат Крыма были ещё не известны. Одним из первых здесь побывал А.С. Пушкин. В августе-сентябре 1820 года он отдыхал в Гурзуфе, в доме Ришелье, и с восхищением описал Тавриду и Гурзуф. Спустя 61 год, в 1881 году, дом и имение в живописной татарской деревушке за 250 тыс. рублей покупает Петр Ионович Губонин, крупнейший предприниматель и благотворитель.
С присущей ему энергией и предприимчивостью, он начинает думать о том, как превратить Гурзуф в Крымскую Ривьеру. На тот момент эта затея предполагала не только обширное строительство, но и благоустройство. Петр Ионович берётся за дело – и результаты его трудов превосходят самые смелые ожидания. За несколько лет в Гурзуфе построили гостиницы, в парке оборудовали небольшие мостики через реку Авунда, территорию украсили шесть живописных фонтанов. Была построена почтово-телеграфная станция, ресторан, торговые лавки, аптека, православный храм, прекрасная набережная, удобные купальни, причал. Продумана и выстроена вся инфраструктура по обслуживанию курорта, высажены новые виноградники. На винодельне Губонина производились одни из лучших вин Крыма. Новый курорт, построенный Губониным, стал вскоре серьезным конкурентом Ялте, и слава о нем шагнула за пределы Крыма. Богатая публика, московское купечество, творческая интеллигенция начали приезжать на отдых в знаменитый санаторий Губонина.
Проекты губонинских гостиниц, или, как их тогда называли, доходных домов, были разработаны ялтинским архитектором Платоном Константиновичем Теребеневым, занимавшим в те годы должность архитектора Ливадийско-Массандровского Удельного Управления. Всего было выстроено шесть гостиниц на 200 номеров – последняя была открыта в начале сезона 1889 года. В каждой гостинице были номера дорогие и попроще. Это давало возможность отдыхать в Гурзуфе людям с небольшим достатком. При гостиницах имелись ванны и души с пресной и морской, теплой и холодной водой, ими можно было пользоваться в любое время года. Все гостиницы соединялись телефонами между собой и с домом хозяина имения, с конторами и домом местного доктора, под надзором которого находилась аптека. Аптека в Гурзуфе была открыта в сентябре 1888 года. Губонин, получивший разрешение на ее открытие, передал аптеку в аренду провизору, устроив всю обстановку за свой счет. Он поставил провизору условие: отпускать лекарства нуждающемуся гурзуфскому населению по назначению врача за уменьшенную плату, сравнительно с существующей аптекарской таксой.
Курорт изменил жизнь коренных крымчан. С открытием курорта местные жители стали сдавать жильё отдыхающим, заниматься мелкой торговлей. Татарские женщины ткали прочные и красивые полотна и полотенца с вышитыми цветными узорами. Эти полотенца ценились недешево, но пользовались спросом у отдыхающих, как и приготовленные разнообразные очень вкусные греческие, турецкие и татарские сладости. Все это можно было купить на лотках мелкой торговли или заказать в ресторане. У местных жителей и в лавочках около гостиниц можно было приобрести крымские фрукты. Во время летнего и осеннего сезонов в Гурзуфе работали галантерейный и персидские магазины, а парикмахерская была открыта круглый год.
Достопримечательностью нового курорта стал и уникальный ресторан, построенный в отдельном каменном здании. Большой двухсветный зал ресторана имел по лицевому фасаду три отдельных входа, во всю длину здания устроена была галерея с летними столиками. Около ресторана играл духовой оркестр, а по воскресеньям в большом зале устраивались танцы. По вечерам ресторан освещался двумя электрическими фонарями, каждый по силе света равнялся тысяче нормальных свечей. Кухня славилась на весь Крым и была не ниже лучших столичных ресторанов. Провизия доставлялась из Ялты, Симферополя и Керчи. Стоило все недешево, но чего здесь только не было! Различные сорта морской рыбы, которая привозилась с завода, устроенного за гурзуфской деревней. Лакомством для гурманов были султанка, кефаль, камбала, мелкая рыбешка хамса или анчоусы, жаренные на сливочном масле. Часто можно было отведать свежего осетра или белугу, недорогую зернистую икру из Керчи. А черноморские мелкие устрицы, которые ловили преимущественно в холодное время года, были недороги и являлись очень вкусным и здоровым блюдом. Осенью отдыхающие лакомились вкусным мясом перепелов. Вся провизия в гурзуфском ресторане сохранялась свежей, так как для производства льда имелось два аппарата. При ресторане устроены были московская булочная и пекарня, которые снабжали население поселка и его окрестности различными булочками и хлебом. Предусмотрено было все: свежая зелень и овощи выращивались на собственном огороде, расположенном выше почтовой дороги, там же были разбиты баштаны, на которых в изобилии росли арбузы различных сортов и прекрасного качества дыни.
Большинство гостиниц и ресторанов находилось в северо-восточной части роскошного гурзуфского парка. Об устройстве парка заботился в свое время прежний владелец Гурзуфа сенатор Фундуклей, который выписывал из разных мест редкие экземпляры растений, и уже в 60-е годы XIX века парк считался одним из самых лучших на Южном берегу Крыма. Весь нижний парк и часть верхнего в сезонное время хорошо освещались электричеством, но особенно оригинален был разноцветный фонарь перед домом владельца имения. Он заливал фантастическим светом всю территорию, и вид на освещенный парк с верхних этажей гостиниц производил изумительное впечатление.
Украшением гурзуфского парка были фонтаны. Лучший из них и сейчас находится перед большой гостиницей – он называется "Ночь", или «Богиня ночи». Недалеко от этого фонтана, ближе к реке, находилась другая изящная фонтанная группа "Дети во время дождя". Еще один фонтан, "Гречанка", был приобретен на московской выставке. Интересен фонтан "Рахиль", выполненный по библейскому сюжету – он тоже сохранился до наших дней.
А вот церкви, построенной Петром Ионовичем, давно уже нет. В 1887 году на курорте начали строить православный храм. Церковь в византийском стиле во имя Успения Богородицы, по признанию тех, кто ее видел, стала одной из достопримечательностей Южного берега Крыма. При храме П.И. Губонин открыл церковно-приходскую школу, в которой в начале 1890 года обучалось 65 детей и взрослых. Учебники и пособия распространялись среди учащихся бесплатно. По завещанию владелец Гурзуфа Петр Ионович Губонин и его жена Марина Севастьяновна были погребены в мраморном склепе Успенской церкви. Однако по решению местной власти в 1932 году церковь была разобрана и из её камней построен лечебный корпус. Местные жители, любившие и почитавшие Губонина, не дали осквернить его могилу - она была перенесена на местное кладбище. Через два года после этого не стало и знаменитой Гурзуфской мечети, построенной в основном на пожертвования П.И. Губонина.
Но память о Петре Ионовиче Губонине жива. Она в его добрых делах, в праздничных гостиницах и роскошном парке с фонтанами санатория «Гурзуфский», в железной дороге Москва-Севастополь, в строительстве которой в первой половине 70-х годов XIX века он принимал участие, в храмах, построенных на его средства, в благодарности жителей и гостей Гурзуфа к устроителю великолепного курорта, Петру Ионовичу Губонину.
Благодарим за содействие в подготовке материала коллектив отдела ГБУК РК "Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник" "Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе" и лично Джакаеву Татьяну Вячеславовну.
Материал подготовлен Музеем предпринимателей, благотворителей и меценатов специально для сайта «ОПОРЫ РОССИИ».