ru

Новости

09 Ноября 2017

Комитет по здравоохранению «ОПОРЫ РОССИИ» выступил соорганизатором конференции «Негосударственный сектор здравоохранения»

30 октября на ВВЦ в рамках конгресса Национальной медицинской палаты «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения» Комитет по здравоохранению «ОПОРЫ РОССИИ» выступил соорганизатором конференции «Негосударственный сектор здравоохранения». Модератором мероприятия выступил вице-президент Национальной медицинской палаты Евгений Чесноков.

На конференции выступили: президент сети клиник «Мать и дитя» Марк Курцер, президент многопрофильной клиники «Центр эндохирургии и литотрипсии» Александр Бронштейн, член Общественного совета при Минздраве РФ и экспертного совета ФАС по вопросам конкуренции в здравоохранении Сергей Лазарев, президент Общественной организации «Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики» Алексей Каменев, генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин, топ-менеджер и основатель компании ПКМЦ («Первый клинический медицинский центр») Владимир Седов, а также представители Комитета по здравоохранению «ОПОРЫ РОССИИ» — Дмитрий Васильев, Наталия Тарасова.
Алексей Каменев в своем выступлении затронул проблемы ОМС и госзаказа, возможности участия в которых фактически лишен частный сектор здравоохранения. По его словам, для развития конкуренции в здравоохранении необходимо запретить оказание платных медицинских услуг в государственных клиниках и на площадях государственных медучреждений.
В свою очередь топ-менеджер и основатель компании «Первый клинический медицинский центр» Владимир Седов поделился собственным опытом выстраивания системы работы крупного медицинского учреждения на региональном уровне. «Мы инвестировали в медицинский центр города Коврова Владимирской области. Мотив был простой: хотели создать качественный медицинский центр, который бы покрывал все нужды населения, потому что государственная медицина оставляла желать лучшего. В результате в небольшом городе, с численностью 146 тысяч человек мы создали эффективно работающее предприятие, которое отчасти покрывает нужды Владимирской области. Вошли в систему ОМС. На сегодня даже маршрутизация скорой помощи переписана на наш многопрофильный центр», — уточнил Седов. По его словам, раньше существовало два типа предпринимателей, работающих в сфере частного здравоохранения. Первый — узкопрофильные профессиональные врачи, которые уходили из госсектора и открывали свое дело; второй — малые предприниматели, которые вкладывали средства в стоматологию, гинекологию или диагностику. Сегодня появился новый тип бизнесменов — серьезные инвесторы, которые готовы вкладывать большие средства в медицину, рассчитывая на долгую окупаемость в течение 15–20 лет. Среди отличительных особенностей и преимуществ частной системы здравоохранения — более профессиональное управление (эффективный менеджмент), серьезная работа с медицинским персоналом.
Мы предпочитаем растить своих специалистов, начиная со студенческой скамьи, а не перекупать на рынке врачей. Также мы запрещаем нашим врачам совмещать работу в других медучреждениях, что способствует сплочению коллектива и более эффективной работе учреждения в целом», — уверен В. Седов. Наконец, эксперт убежден в том, что частная медицина более гибка в вопросах использования новых медицинских технологий. Говоря о проблемах в негосударственном секторе, В. Седов, в частности, отметил отсутствие долгосрочной политики государства в отношении частной медицины и отсутствие четких правил взаимодействия на законодательном уровне и гарантий их соблюдения.
«На сегодняшний момент происходит лишь соприкосновение частного и государственного сектора, а хотелось бы выстроить долгосрочные партнерские отношения. Инвестор готов к любым правилам игры», —резюмировал он.
Президент многопрофильной клиники «Центр эндохирургии и литотрипсии» Александр Бронштейн в своем выступлении отметил важность решения вопроса о досрочной выплате пенсий сотрудникам частных медицинских учреждений.
«Не должно быть деления на врачей государственного и частного сектора, врачебный стаж должен засчитываться вне зависимости от формы собственности медицинской организации», — заявил он. В своем докладе А. Бронштейн затронул тему квалификации врачей.
«В моем понимании самый лучший показатель уровня подготовки и квалификации любого врача — это количество пациентов, а также их социальный статус, материальный достаток. К нам приходят пациенты, которые могут позволить себе абсолютно любые услуги в самых дорогих клиниках, однако, несмотря на это, они выбирают наше медицинское учреждение, потому что наши доктора постоянно совершенствуются, проходят обучение, стажировки, посещают профессиональные медицинские конференции, в том числе и международного уровня», — объяснил Бронштейн.
Президент сети клиник «Мать и дитя» Марк Курцер, выступая на конференции, отметил, что в России сегодня создаются хорошие налоговые и экономические возможности для развития негосударственного здравоохранения.
"Мы работаем во многих регионах страны и по сути фактически не зависимы от государства. 95% средств, которые мы зарабатываем — это личные средства граждан или работодателей, и лишь 5% составляют средства, которые мы получаем от территориальных фондов ОМС. Более того, мы сами экономим государственные деньги и помогаем бюджету своими налогами. В прошлом году мы провели порядка 14.000 родов по ЭКО и в целом за год сэкономили более 2 млрд государственных средств, еще около 1 млрд заплатили в качестве налогов», — рассказал М. Курцер.
Эксперт также поделился опытом разработки программ мотивации врачей, реализующихся в его медицинских центрах.
«По итогам года наши ведущие врачи получают акции помимо фиксированной зарплаты и премий, они сами являются наши партнерами и заинтересованы в том, чтобы акции нашей компании росли», — уточнил он. Говоря о проблемах, Марк Курцер отметил некоторую незаинтересованность чиновников региональных управлений здравоохранения в том, чтобы частная медицина приходила в тот или иной регион. «Губернаторы нам всегда рады, а чиновники среднего уровня часто воспринимают нас как конкурентов, считая, что мы лишим их финансирования», — уточнил он. Также среди основных проблем президент «Мать и дитя» выделил краткосрочное действие 0% ставки налога на прибыль, которая пока действует до 2020 года. Он уверен: ее во что бы то ни стало нужно пролонгировать еще на 5 или 10 лет. Много неудобств, по мнению М. Курцера, доставляют существующие СНИПы. Действующие нормы, к примеру, для обслуживания одной операционной заставляют создавать еще 6–7 дополнительных помещений, привлекать большое количество персонала, что, естественно, только осложняет работу медицинского учреждения и ложится тяжелым бременем на фонд оплаты труда, увеличивает эксплуатационные расходы, увеличивает сроки окупаемости инвестиций. «Необходимо консолидировано работать по изменению СНИПов и устаревших нормативных документов», — убежден Курцер.
По его словам, сложности для частного здравоохранения создает и кадровый дефицит: очень непросто найти готовых специалистов на рынке труда. Кроме того, сегодня насущной стала проблема, связанная с травлей в СМИ и обществе врачей за различные врачебные ошибки. «Профессиональное врачебное сообщество должно быть независимо, мы должны улучшать имидж врача, никто не застрахован от ошибки, так мы можем дойти на абсурда, наказывая за неточности и ошибки учителей, синоптиков, представителей других специальностей», — заключил он.
О риск-ориентированной модели государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в своем выступлении рассказал Сергей Лазарев. По его словам, новый Приказ Росздравнадзора от 26.10.2017 «Об утверждении перечней показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности», который вступает в силу с января 2018 года, может создавать дополнительные сложности для ведения предпринимательской деятельности в сфере медицины. Теперь у нас все юридические лица распределены по категориям риска (от чрезвычайного до низкого), от этого зависит кратность проверок, категории оценки этого весьма условные. Скажем, риск в случае оказания первичной врачебной помощи при санаторно-курортном лечении оценивается в разы ниже, чем при лечении в больнице. «У нас в принципе любые акты медицинской помощи несут неустранимый риск нежелательных последствий или невыздоровления, медицинский риск является составной частью любых медицинских манипуляций, невозможно избежать реализации медицинского риска из-за индивидуального реагирования каждого больного на медицинские манипуляции», —подчеркнул С. Лазарев.
Он также напомнил о декларациях Росздравнадзора. Представители ведомства заявляют, что согласно статистике большинство медицинских учреждений будут проверять очень ограниченно, раз в 2–3 года, но это правило не распространяется на лицензирование медицинской деятельности. Получается, что по лицензионному контролю представители Росздравнадзора с прежней частотой смогут проверять соблюдение порядков оказания медицинской помощи. Это, по мнению С. Лазарева, вызывает беспокойство у представителей профессионального сообщества.
Исполнительный директор Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО Инга Ермолина выступила с предложением усилить объединительный процесс участников негосударственного здравоохранения по всей стране, создав Всероссийское Объединение Негосударственных Медицинских Организаций.
О необходимости введения обязательного саморегулирования в здравоохранении в своем выступлении подчеркнул Александр Солонин, напомнив о том, что СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга» в настоящий момент представляет интересы 415 медицинских центров, суммарный объем оказания медицинской помощи которых превышает 17 млн обращений в год, а общий оборот более 18 млрд рублей. По его словам, эффективное саморегулирование приведет к уменьшению затрат со стороны государства по регулированию и контролю медицинской деятельности (снизит нагрузку на контролирующие органы, суды, органы управления здравоохранением, территориальные фонды ОМС), повысит эффективность за контролем качества оказания медицинских услуг и ответственность медицинских организаций перед пациентами. По словам А. Солонина, основные задачи, которые предстоит решать СРО в здравоохранении, — внедрение стандартов качества работы медицинских организаций для повышения удовлетворенности пациентов системой здравоохранения.
А. Солонин также отметил, что обязательное саморегулирование может распространяться на принципы включения медицинских организаций негосударственного сектора в территориальные программы ОМС. Сегодня финансовая доля участия негосударственных медицинских организаций в территориальных программах ОМС достаточно мала.
Сопредседатель Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО Павел Бранд в своем выступлении рассказал о необходимости скорректировать требования к высшему медицинскому и профессиональному образованию руководителей клиник. В частности, должность главного врача медицинской организации заменить на руководителя медицинской организации (президента, директора, главного врача, начальника), убрать раздел о наличии специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и утвердить обязательный стаж работы на руководящих должностях не менее пяти лет.
С предложением установить целевой показатель доли МСП в госзадании по ОМС в медицинских организациях МСП в объеме 15–20 % в каждом субъекте федерации к концу 2020 года выступил эксперт юридической практики «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Васильев. Эта мера по повышению доли МСП, с его точки зрения, должна обеспечивать выполнение Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.
Д. Васильев также поддержал инициативу, связанную с защитой прав врачей частных клиник, которые в судебном порядке вынуждены отстаивать свою возможность получать досрочные пенсии.
Суды, отказывая врачам, обосновывают свои решения следующим разъяснением. Пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда разъясняет, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется исключительно работникам учреждений. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
«Давая разъяснения термина “учреждение здравоохранения” суды пошли по пути их узкого трактования, признавая таковыми исключительно государственные учреждения. Но этот термин возник до появления частной медицины и использовался как собирательный, под ним подразумевались любые медицинские организации», — напомнил юрист Комитета по здравоохранению «ОПОРЫ РОССИИ».
По мнению Д.Васильева, данное узкое трактование ошибочно, является следствием неправильной юридической техники.
«Использованный в нормативных актах термин "учреждение здравоохранения" должен трактоваться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения», — уточнил он.
В свою очередь руководитель корпоративного университета группы компаний «Медхолдинг» Марина Чумак выступила с предложением разрешить аккредитацию программ, связанных с повышением управленческой квалификации руководителей медицинских организаций.
Заместитель председателя Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по здравоохранению Наталия Тарасова выступила с докладом на тему требований лицензирования и стандартов оснащения и предложила регулярно обновлять Стандарты оснащения кабинетов врачей по их специальностям.
В качестве соорганизатора мероприятия Комитет по здравоохранению «ОПОРЫ РОССИИ» подготовил предложения по улучшению положения негосударственного сектора здравоохранения для резолюции конгресса Национальной медицинской палаты «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения».
Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»