Страшные фитосанитарные угрозы

3 Марта 2015

Вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин о том, как переориентируются административные барьеры в связи с кризисом. Текст опубликован в газете "Ведомости".

Во время кризиса бизнесу труднее работать. Свободных денег ощутимо убавляется. Неожиданно мелеет и большинство постоянных, привычных чиновничьих кормушек. Пока они есть, но скоро иссякнут. Значит, «внизу», на уровне непосредственных исполнителей, мы неминуемо получим неконтролируемый всплеск контрольно-надзорной активности, пароксизм административного восторга. Некоторые его признаки видны уже сейчас.

Бизнесу это сулит новые расходы, а денег и так будет очень мало. И это усиливающаяся дискредитация власти, один из клиньев, вбиваемых между государством и гражданским обществом, подрыв доверия. Доверие – основной ресурс борьбы с нынешними трудностями, таковы уж их характер и происхождение.

Проблемы есть не только с кризисом, но и с мерами, принимаемыми для его преодоления. Существенная, едва ли не подавляющая часть антикризисных мер ориентирована на поддержку отечественного производителя и экспортера, на импортозамещение. «Входящий» в страну поток товаров мелеет на глазах. Одним из неизбежных результатов кризиса – и объективно, и по замыслу правительства – станет рост производства внутри страны.

Однако в результате буквально на наших глазах в последние месяцы меняется и конфигурация административных барьеров, перестраиваются механизмы взимания административной ренты. Надзорные органы несколько теряют (в хорошем смысле) интерес к импорту, к реализации контрольных полномочий на госгранице. Поток мельчает, а в рамках евразийской экономической интеграции значительная часть административных действий постепенно уходит на периметр «Евразэс», ускользая из-под юрисдикции России.

В результате во многих сферах регулирования «контролеры и надзиратели» вынуждены оставить пограничный контроль пограничникам и таможенникам, а свою активность переориентируют внутрь страны. В сельском хозяйстве (предмете особой заботы правительства) это отчетливо видно на примере проектов законов «О ветеринарии», «О семеноводстве» и главное – продолжающейся подготовки подзаконных актов к закону «О карантине растений», который был принят до кризиса.

Способы везде задействованы почти идентичные. Сначала общество нужно запугать. Измышляются новые угрозы (десятки лет никому не угрожавшие, а теперь внезапно ставшие страшно опасными), начинается жонглирование статистикой, озвучиваются и активно муссируются отдельные «яркие примеры».

Затем нужно выстроить механизм противодействия новой «угрозе». Это не перестройка действий контрольно-надзорных органов в имеющемся правовом поле с целью ликвидации угрозы (ведь большинство «угроз», напомним, либо не существует, либо очень сильно преувеличены). Нет! Речь всегда об изменении правового поля, существенном расширении перечня требований и наказуемых деяний. В результате резко растет количество нарушений и нарушителей как объектов взимания административной ренты.

Так, 28 декабря 2014 г., за три дня до вступления в силу закона «О карантине растений», был зарегистрирован приказ Минсельхоза № 501 «Об утверждении перечня карантинных объектов», в одночасье увеличивший количество «фитосанитарных угроз» с 85 до 177. С 1 января 2015 г. это сделать было бы сложнее: вступающий в силу закон потребовал проведения публичного, научно-обоснованного анализа фитосанитарных рисков. А старый закон доказывать реальность угроз не требовал. Один приказ – и рынок обязательных услуг по исследованию наличия карантинных организмов в продукции увеличен более чем вдвое, появилось 92 новых повода для взимания денег с производителей и переработчиков растительной продукции.

Удивляет изворотливость чиновников, готовых пойти на любые ухищрения ради достижения нужной им цели. На стадии общественного обсуждения этого приказа в правительство был направлен ряд резко отрицательных отзывов на его проект, подготовленных ведущими (в нашей стране и в мире) специалистами и учеными. Но позже выяснилось, что для обсуждения приказа чиновники предложили минимум два идентичных проекта под разными номерами. В итоге Минюст зарегистрировал тот, на номер которого отрицательных отзывов якобы не поступило: 00/04-17468 от 12.08.2014. Причем высказанные по другому ранее размещенному «номеру» – 00/03-15020 от 19.05.2014, – замечания, даже направленные на устранение откровенно одиозных ошибок, не были учтены.

Несколько «угрожающих» объектов, включенных в приказ, сами уязвимы и нуждаются в охране. Так, включенный в перечень жук Monochamus urussovi Fisch. включен в Красную книгу Карелии. Другой жук Monochamus saltuarius Gebl. – редкий вид в европейской части, а Monochamus nitens Bates – вообще узкоареальный дальневосточный эндемик с неизученной биологией. Кто-то решил подзаработать на поиске их в каждой партии продукции, подлежащей отгрузке? Напомним, что до 28 декабря 2014 г. считалось, что они никакой угрозы ни для кого не представляют.

Еще «угроза» – Popillia japonica Newm. – японский жук, который даже не является отдельным видом, островной абориген, встречающийся на Курильских островах и Сахалине. У разработчиков приказа, видимо, плохо с географией, и они включили жука в категорию «отсутствующие на территории России».

Повилика льняная (Cuscuta epilinum Weihe) внесена в Красную книгу Липецкой области. Подавляющее большинство прочих повилик, которых без разбора поместили в перечень, существуют только на территориях, близких к экватору, и проблем для сельского хозяйства наших зон не представляют. Но теперь нужно искать, выявлять и получать уведомление о необходимости уничтожения продукции, в которой есть семена растений, способных расти только в Сахаре.

По утверждениям независимых ученых, более 2/3 всех включенных в перечень видов уже потеряли или не представляют для нашей страны никакой угрозы ухудшения фитосанитарного состояния. А завоз и распространение оставшейся трети видов предотвратить при нынешней организации контроля невозможно. Если «карантинные вредители», включенные в этот перечень, никакой реальной угрозы не представляют и выжить на территории РФ не могут, то и весь рынок услуг по их обнаружению – фикция. И реальных исследований на их наличие можно не проводить. Это, разумеется, не означает, что хозяйствующие субъекты можно освободить от платы за проведение исследований. Есть сильное ощущение, что это и есть главная скрытая цель принятия подобных документов.

Обсуждаемый эффект имеет всеобъемлющий и универсальный характер. Он проявляется во множестве сфер хозяйственной активности. Поэтому и противодействие ему должно быть универсальным. Презумпция отсутствия необходимости ужесточения условий для бизнеса является базовой позицией «Опоры России» и уполномоченного по защите прав предпринимателей. И должна стать базовой позицией правительства России. Заинтересованные регуляторы прилагают много усилий, чтобы свести сопротивление к конкретике, «растащить» его по отраслям, по отдельным законопроектам. Этого нельзя допускать. Возведение новых административных барьеров – это проявление общей тенденции.

В связи с этим особенно важна ведущаяся правительством работа по освоению риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Еще вчера он казался лишь инструментом разумной экономии ресурсов государства, концентрации усилий на самых важных и опасных направлениях. Сегодня ему придется стать не только критерием обоснованности проверочных мероприятий, но и критерием необоснованности мероприятий избыточных, имеющих корыстный интерес. Даже если это дурно понятый государственный интерес – например, пополнить бюджет штрафами.

 

Оставить комментарий
Другие новости

Александр Калинин провел встречу с губернатором Томской области Владимиром Мазуром

5 июля Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин в рамках рабочего визита в Томскую область встретился с главой региона Владимиром Мазуром. Стороны обсудили тренды развития малого и среднего бизнеса и инструменты поддержки предпринимателей.

5 Июля 2022

В России могут пересмотреть параметры экономических статей УК РФ

Сенаторы хотят внести изменения в экономические статьи Уголовного кодекса: в два раза повысить параметры определения крупного и особо крупного ущерба при неуплате налогов и страховых взносов. Сейчас они составляют 15 и 45 млн руб. соответственно. Заявление о пересмотре параметров сделал заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов. В интервью «Известиям» он рассказал, что парламентарии уже разработали законопроект и готовы вносить его на отзыв в Правительство.

5 Июля 2022

Комиссия «ОПОРЫ РОССИИ» по социальному предпринимательству обновила свою стратегию

Более 50 человек из 25 регионов России стали участниками стратегической сессии Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по социальному предпринимательству, которая прошла 29 июня. Основными целями мероприятия стали разработка политики эффективного взаимодействия внутри Комиссии, а также обновление стратегии развития и увеличение эффекта от деятельности Комиссии на сектор социального бизнеса.  

5 Июля 2022
Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»