В Общественном Совете ФАС по Санкт-Петербургу рассмотрели вопросы процедур торгов и банкротства
20 апреля руководитель экспертной группы Санкт-Петербургского отделения «ОПОРЫ РОСCИИ», советник Вице-Президента «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрия Иванова Александр Мельников принял участие в заседании Общественного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу. Члены Общественного совета обсудили вопросы правоприменительной практики антимонопольных органов при рассмотрении дел при обжаловании торгов, проводимых в процедуре банкротства и задачи, стоящие перед отраслью, а также условия аккредитации страховых компаний в банках и рекламу страховых услуг участниками и субъектами страхового дела.
Заседание провел председатель Общественного совета Георгий Абелев. В работе Совета принял участие руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Игорь Прохоров. В совместном докладе Александр Мельников и начальник отдела контроля торгов органов власти Санкт-Петербургского УФАС России Дарья Земскова осветили вопросы правоприменительной практики по рассмотрению дел при обжаловании торгов, проводимых при процедуре банкротства.
Эксперты рассказали, что положения федеральных законов «О защите конкуренции» и «О несостоятельности (банкротстве)» прямо устанавливают полномочия антимонопольных органов по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, проводимых в процедуре банкротства. До 2021 года такой же позиции придерживался Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд Российской Федерации. Однако после принятия Постановления Пленума Верховного Суда РФ ситуация кардинально поменялась. Верховный Суд указал на то, что антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования. Другие торги, проведенные с нарушением положений, установленных законом, к сфере антимонопольного контроля не относятся.
Впоследствии эти правовые нормы были расширительно истолкованы Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда при разрешении ряда конкретных арбитражных дел. И далее Арбитражные суды различных регионов, основываясь на постановлениях Верховного Суда, делали выводы, что антимонопольные органы не подтвердили компетенцию на рассмотрение жалобы с позиции наличия негативного воздействия на антимонопольные отношения и конкуренцию (отнесение к сфере антимонопольного контроля) рассматриваемых действий на торгах.
Александр Мельников отметил, что Верховный Суд РФ существенно ограничил полномочия антимонопольных органов применительно к торгам, проводимым в делах о банкротстве, которые являются обязательными и публичными. По его словам, формирование соответствующей правоприменительной практики фактически ограничивает конкуренцию как основополагающий принцип любых публичных обязательных процедур.
По итогам доклада Общественным советом при Санкт-Петербургском УФАС принято решение направить в центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы обращение о разработке законодательной инициативы и внесении изменений в антимонопольное законодательство и законодательство о банкротстве с целью конкретизации полномочий антимонопольных органов по рассмотрению жалоб на нарушения торгов, проводимых в процедуре банкротства.