Защитите себя и свой бизнес: мошенники придумали новые уловки, как вытянуть деньги
У предпринимателей стало больше рисков стать жертвой злоумышленников. Мошенники следят за новостной повесткой и активно используют современные технологии в целях обмана — подделывают голос, банковские квитанции и приложения. Предупреждаем, где проявить осторожность и как обезопасить себя.
Не сдавайте декларацию по ссылке
Удаляйте сообщения от налоговиков-оборотней. Банк России предупредил, что мошенники сейчас рассылают электронные письма, в которых выдают себя за сотрудников налоговой службы и требуют предоставить декларацию на доходы. В письмах указывают ссылку для сдачи декларации. Переходить по ней нельзя. Злоумышленники рассчитывают, что вы оставите личные данные и реквизиты банковской карты якобы для идентификации налогоплательщика.
Индивидуальные предприниматели на УСН должны сдать декларацию за 2023 год до 25 апреля, срок сдачи 3-НДФЛ для индивидуальных предпринимателей на ОСНО — 30 апреля, но в 2024 году с учетом выходных и праздничных дней крайний срок сдачи 3-НФДЛ переносится на 2 мая. Сдать отчетность можно через личный кабинет налогоплательщика ИП. Сотрудники налоговой не рассылают электронные сообщения о задолженности с предложением оплатить ее онлайн. Игнорируйте такие письма.
Не отпускайте покупателя до подтверждения оплаты
Дождитесь, пока вам придет уведомление из банка, если покупатель перевел деньги по номеру телефона. Мошенники подделывают банковские квитанции. Поэтому информации о переводе денег на экране мобильного телефона сегодня уже доверять нельзя. Безопаснее подождать и проверить, действительно ли деньги поступили на счет.
Будьте осторожны при оплате товаров по QR-коду. Злоумышленники меняют настоящие QR-коды на фейковые, которые ведут на оплату иных услуг. Например, они могут наклеить фальшивый QR-код поверх официального. Поэтому лучше уточнить у продавца, что код корректный, если он напечатан на бумаге, размещен на стикерах и т.д. Больше доверия вызывают динамические коды, которые сгенерированы под конкретный платеж. Они отображаются на устройстве кассира и уникальны для каждого покупателя.
Не скачивайте неизвестные банковские приложения
Устанавливайте программы на телефон только из надежных источников. Многие банковские приложения не работали из-за санкций. Мошенники воспользовались ситуацией и до сих пор рассылают инструкции, как скачать новую версию того или иного банковского сервиса. В итоге с помощью поддельного приложения злоумышленники крадут персональные данные пользователей. Чтобы обезопасить себя, скачивайте приложения с официальных сайтов финансовых организаций или обратитесь за помощью по установке приложения к специалисту в отделении банка.
Не доверяйте голосовым сообщениям
Важно убедиться, кто с вами на самом деле переписывается. Раньше мошенники взламывали аккаунты в социальных сетях и мессенджерах родных, друзей и коллег жертвы и писали от их имени просьбы прислать денег. Сейчас с помощью ИИ-технологий злоумышленники научились имитировать голоса. Поэтому, даже если вы получили голосовое сообщение от близких людей, где вас под каким-либо предлогом просят одолжить деньги, перезвоните им сами. Удостоверьтесь, кто на самом деле отправил голосовое, прежде чем совершать перевод. Прекратите переписку и не сообщайте никаких личных данных, если не получили подтверждение. Не исключено. что мошенники сделали нарезку из старых голосовых сообщений жертвы.
Не сообщайте свои данные операторам связи на сайтах
Не подтверждайте данные о себе по ссылке. Мошенники пользуются тем, что по закону «О связи» операторы вправе запрашивать у абонентов подтверждение сведений, например, номер телефона, Ф.И.О. и т.д. Злоумышленники, маскируясь под операторов, отправляют абонентам ссылки, которые ведут сначала на фальшивый сайт-двойник оператора связи, а затем на Госуслуги. Поддельный сайт визуально может ничем не отличаться от оригинала. Обращать внимание нужно на адрес, например, в названии сайта вместо «.ru» может быть «.com» или другое незаметное с первого взгляда изменение. Когда пользователь переходит с такого сайта на Госуслуги, вводит логин и пароль от личного кабинета, он добровольно сообщает свои учетные данные мошенникам.
Если оператор просит подтвердить сведения о себе, то сделать это действительно нужно. Иначе номер могут заблокировать. Но сообщать сведения надо через приложение/онлайн-кабинет оператора или через салон связи. Поэтому, если вас просят перейти по ссылке, чтобы подтвердить данные, есть большая вероятность, что это мошенники.
Злоумышленники также могут предлагать по телефону продлить договор, чтобы не посещать офис сотового оператора. В таких случаях лучше сразу оборвать разговор. Вы всегда можете обратиться в офис или сами позвонить оператору, если у вас возникнут вопросы.
Фото: Freepik