ru

Новости

30 Мая 2017

«ОПОРА РОССИИ» против жесткого подхода в определении легитимности деятельности СРО в сфере строительства

30 мая в рамках деловой программы Международной выставки «Строительная техника и технологии» состоялся круглый стол, посвященный первым итогам и проблемам реформы саморегулирования в строительной отрасли.


Участниками круглого стола стали представители Минстроя России, НОСТРОЙ, «ОПОРЫ РОССИИ», «Деловой России», саморегулируемые организации и предприниматели.

Реализация первого этапа реформы саморегулирования не дала ожидаемых результатов: недобросовестные СРО продолжают осуществлять свою деятельность на рынке, а строители, тем временем, вынуждены преодолевать последствия отдельных положений 372-ФЗ, в том числе и финансовые.

В преддверии 1 июля - дня, когда все положения закона вступят в законную силу, - внутри делового сообщества появляется все больше разговоров об ужесточении норм, регулирующих рынок саморегулирования в строительстве. Самой популярной темой стало обсуждение позиции Правительства РФ об исключении из реестра тех СРО, у которых не размещен на спецсчете компенсационный фонд в его «историческом» размере.

В настоящий момент Ростехнадзор придерживается позиции о необходимости восполнения средств до «исторического» размера даже в случае достаточности оставшихся средств для обеспечения обязательств. По мнению Ростехнадзора, СРО, не восполнившие средства компенсационного фонда в срок до 1 июля 2017 года, подлежат исключению из реестра саморегулируемых организаций. Согласно положениям 372-ФЗ, Ростехнадзор принимает решение о внесудебном исключении сведений из реестра. Это означает, что СРО может обжаловать данное решение в суде, однако права требования на средства компенсационного фонда переходят Национальному объединению с момента исключения СРО из реестра саморегулируемых организаций. То есть, даже выиграв суд и оспорив решение Ростехнадзора, СРО уже перестанет существовать, так как средства компенсационного фонда будут перечислены в другие СРО (через НОСТРОЙ).

В настоящий момент на территории Российской Федерации зарегистрировано 266 действующих СРО в строительстве. 147 СРО в строительстве утратили часть средств компенсационного фонда в банках с отозванными лицензиями. Из 147 СРО около 30 СРО утратили средства компенсационного фонда полностью и не имеют средств для обеспечения обязательств своих действующих членов.

Оставшиеся 117 СРО имеют достаточное количество средств для обеспечения обязательств действующих членов СРО, но при этом не имеют «исторического» размера компенсационного фонда.

Комитет по строительству «ОПОРЫ РОССИИ» придерживается следующей позиции - исключение из реестра саморегулируемых организаций СРО, умышленно разместивших средства в предбанкротных банках, и СРО, допустившие махинации со средствами КФ, необходимо. Однако исключение добропорядочных СРО, строго соблюдавших требования Градостроительного кодекса и ставших жертвами изменений на банковском рынке, - недопустимо, при условии достаточности средств КФ на действующих членов.

Таким образом, на СРО строительного комплекса в соответствии с законом не возлагалась ответственность за обеспечение сохранности средств компенсационных фондов в российских кредитных организациях и они не должны восполнять средства компенсационных фондов, размеры которых уменьшены в результате банковской деятельности. Многие СРО, у которых компенсационные фонды оказались в банках-банкротах, проверялись Прокуратурой Российской Федерации и в их деятельности не были установлены нарушения законов. Закон, отягчающий ответственность, не может иметь обратной силы.

«По нашему мнению, саморегулируемая организация имеет право осуществлять свою профессиональную деятельность в случае, если на специальном счете такой СРО размещены средства компенсационного фонда в размере, обеспечивающем обязательства организации действующих членов», - подытожил Николай Циганов.

Второе предложение Комитета по строительству в этой части: В случае, если компания уже осуществила переход в другую СРО в период с октября 2016 года по 1 июня 2017 года в рамках реализации принципа регионализации, и в период с 1 октября 2017 по 31 декабря 2018 года эта региональная СРО была исключена из реестра СРО по решению Ростехнадзора, то вместе со средствами компенсационного фонда в новую СРО должны быть переведены средства вступительного и ежегодного членского взноса.

В настоящее время готовится новый пакет поправок в законодательство о саморегулировании в сфере строительства, проектирования и изыскательской деятельности. Ожидается, что они будут содержаться в законопроекте №892161-6 ко второму чтению.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»