Географическое указание может стать новым объектом интеллектуальных прав
Географическое указание может получить самостоятельную правовую охрану. Соответствующий законопроект прошел в Госдуме РФ первое чтение. «ОПОРА РОССИИ» считает это важным шагом в совершенствовании законодательства.
Поправки предлагают закрепить новый объект интеллектуальных прав – географическое указание – «обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением». В качестве широко известных примеров можно привести: вологодское масло, астраханские арбузы, башкирский мед, тульские пряники и т.д. Географическое указание здесь выступает средством индивидуализации товара, характеристики которого во многом определены природными факторами или людскими ресурсами местности.
В «ОПОРУ РОССИИ» регулярно поступают обращения, в которых сообщается об использовании в предпринимательской деятельности географических указаний в качестве товарных знаков. Стремясь обеспечить наибольшую узнаваемость и престижность средства индивидуализации с наименьшими финансовыми затратами, организации используют географические названия, обладающие известной репутацией и связью с качеством продукции характерной для географического региона.
«Сегодня, имея возможность регистрация географического указания в качестве товарного знака, юридическое лицо получает исключительные права и репутацию целого региона, препятствует в использовании данного обозначения другим предпринимателям», - объясняет проблему вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Наталья Золотых. Это связано с тем, что при предоставлении исключительных прав на товарный знак, являющийся целиком или в части географическим названием, одному субъекту хозяйственной деятельности, другие участники экономических отношений, в том числе из того же региона (города, населенного пункта и др.), лишаются возможности использовать это обозначение при маркировке своей продукции. Таким образом, регистрация в качестве товарных знаков географических названий позволяет их владельцам извлекать необоснованные преимущества от единоличного использования географического названия.
Кроме этого, владелец товарного знака, представленного географическим названием, имеет еще ряд необоснованных преимуществ: может требовать не только изъятия товара из гражданского оборота, но и выплаты значительной денежной компенсации; не связан обязательствами по производству продукции в регионе, название которого используется для маркировки продукции, не несет ответственности за соответствие качества этой продукции особым свойствам обусловленным природными условиями и людскими ресурсами региона; имеет право уступить (продать) это обозначение любому юридическому лицу, в том числе иностранной компании.
«ОПОРА РОССИИ» с 2014 года пыталась доказать, что практика регистрации географического указания в качестве товарного знака – губительна для большого количества предпринимателей.
«Этот вопрос «ОПОРА РОССИИ» выносила на обсуждения в Общественную палату РФ, затем было направлено обращение в Совет Федерации. И сейчас мы полагаем, что принимаемые поправки - шаг в правильном направлении, - говорит Наталья Золотых. – Эти поправки позволят предпринимателям наиболее широко реализовать свои права».
Законопроект в текущей редакции дает возможность зарегистрировать географическое указание одному или нескольким гражданам, юридическому лицу или объединению лиц, кроме того, российским юридическим лицам и гражданам РФ предоставляется право зарегистрировать географическое указание в иностранных государствах.
Кроме этого, законопроект позволяет регистрацию географического указания только в случае, если на территории данного географического объекта была осуществлена хотя бы одна из стадий производства товара.