Александр Калинин: Одним из методов борьбы с нелегальной торговлей сигарет станет введение маркировки с 1 марта 2019 года
Проблема нелегальной торговли подакцизными товарами стала одной из ключевых тем общероссийского форума «Малый и средний ритейл в России», прошедшего в Москве при поддержке Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по малоформатной и мобильной торговле и Ассоциации малоформатной торговли.
В обсуждении ключевых проблем отрасли приняли участие президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Сергей Катасонов, Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по малоформатной и мобильной торговле Владлен Максимов,вице-президент JTI Россия по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергей Головко, заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Никита Кузнецов, Управляющий по связям с органами власти «Филип Моррис Интернешнл» в России Константин Райнот.
В своем выступлении Президент «ОПОРЫ РОССИИ»отметил, что подакцизные товары являются якорными для розничной торговли.
«Население в любом случае будет покупать эти товары, поэтому их наличие или отсутствие в ассортименте автоматически означает, будут люди ходить в эту торговую точку или нет», - отметил Александр Калинин.
Согласно данным Nielsen, объем нелегальной торговли сигаретами в России за последние два года вырос в восемь раз - до 8,4% от всего рынка табачных изделий в стране. Основная причина, по мнению участников форума заключается в дисбалансе акцизов со странами ЕАЭС и разнице в цене на сигареты в России и странах-партнерах.
О наведении порядка в торговле подакцизными товарами заявил Первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Катасонов.
«Ситуация такова, что по табаку, например, размер акциза в России и Беларуси различается в четыре раза. Мы будем добиваться гармонизации акцизов в странах ЕАЭС, это приоритетная задача. Также потребуется ужесточение наказания за такие незаконную торговлю, изменения в Уголовный Кодекс должны быть рассмотрены в ближайшее время», - заявил Сергей Катасонов .
В свою очередь, вице-президент JTI Россия по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергей Головко отметил, что табачная продукция, а именно сигареты занимают наибольшую долю в объеме продаж FMCG товаров в России – более 14% и приносят бюджету РФ вдвое больше налоговых платежей, чем алкоголь и пиво совместно.
В качестве серьезной проблемы для стабильности доходов государства и продаж легальной розницы Сергей Головко назвал рост незаконной торговли.
«По отраслевым оценкам, в 2018 году потери бюджета РФ от недополученных табачных акцизов и НДС составят 60 млрд рублей, а потери легальной розницы превысят 90 млрд рублей. Основные источники нелегальной продукции – страны ЕАЭС, в первую очередь Беларусь и Казахстан, а также недобросовестные производства на территории России. Борьба с нелегальной торговлей требует комплексного подхода», - считает Сергей Головко.
Одним из методов борьбы с теневым рынком табачных изделий станет введение маркировки с 1 марта 2019 года, и малому бизнесу нужно быть к ней готовым, указал глава «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин.
«Выравнивание акцизов в ЕАЭС поможет лишить экономических стимулов заниматься нелегальными поставками сигарет в Россию. Также мы поддерживаем запрет скидок на табачные изделия: сегодня крупный ритейл может продавать сигареты со скидкой до 25% от максимальной розничной цены. Малая розница такого себе позволить не может. Мы приветствуем законопроект, который устраняет эту коллизию», - подчеркнул Александр Калинин.
В свою очередь, Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по малоформатной и мобильной торговле, Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов отметил, что внедрение маркировки сигарет состоится и малой рознице предстоит пережить этот этап.
«Контрафакт вредит малому розничному бизнесу, который не может существовать без табака. Нужно понимать, что внедрение маркировки сигарет состоится, и малой рознице предстоит пережить этот этап. Надо готовиться спокойно и планомерно», - считает Владлен Максимов.
Управляющий по связям с органами власти «Филип Моррис Интернешнл» в России Константин Райнот отметил, что на рынке стремительно растет новая категория подакцизных товаров - инновационные электронные никотиносодержащие продукты.
«К концу 2018 года доля этой продукции составит более 2,5% российского рынка табачной продукции в объемном выражении, а её стоимостной объем превысит 40 млрд рублей. Потенциал у этой категории действительно очень большой. Помочь ее развитию может соразмерное рискам регулирование по сравнению с ограничительно-запретительным подходом, который сейчас активно применяется для традиционной табачной продукции», - заявил Константин Райнот.
Завершил дискуссию заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Никита Кузнецов, который отметил эффективность дальнейшего «закручивания гаек» в секторе подакцизных потребительских товаров.
«Табак не является товаром импульсного спроса. Курящий все равно его купит, невзирая на запрет выкладки и прочие ограничения. Поэтому разумно идти к точечным послаблениям. В этом направлении нам и нужно двигаться», - заключил Никита Кузнецов