Актуальные вопросы автотранспортных пассажирских предприятий обсудили на заседании Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту
28 апреля состоялось заседание Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту. В мероприятии приняли участие члены Комитета, представители региональных отделений бизнес-объединения, а также Банка России, Государственной Думы РФ, Федеральной антимонопольной службы России и Российского союза автостраховщиков.
Заседание началось с обсуждения вопроса о формировании начальной максимальной цены контракта (НМЦК) при осуществлении государственных муниципальных закупок на оказание услуги перевозки пассажиров общественным транспортом. По словам представителя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту Александра Стерлягова, проблема в том, что государственный муниципальный заказчик в регионах, проведя расчеты НМЦК в соответствии с утвержденной методикой Министерства транспорта РФ, до начала торгов производит так называемое «произвольное» снижение полученной НМЦК, ссылаясь на ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, обуславливая это тем, что в бюджетах регионов нет денег.
Спикер отметил, что снижение НМЦК, например, в Пермском крае составляет 30-40%. В результате перевозчик, оценивая свои риски и последствия, понимает, что не сможет выполнить условия контракта, и отказывается от работы, лишаясь возможности развития и оставляя население региона без транспортных услуг. Такой подход, по мнению Александра Стерлягова, нарушает суть установленных единообразных правил на территории РФ для расчета НМЦК, создает предпосылки для нарушения предпринимателями установленных законами требований безопасности, поскольку предприниматель вынужден будет экономить на налогах, на обслуживании подвижного состава, а также толкает к «серым схемам» ведения бизнеса.
Его позицию поддержал представитель экспертного совета Комитета Государственной думы по малому и среднему предпринимательству Алексей Березовский. Эксперт пообещал, что данный вопрос будет вынесен на рассмотрение Комитетом Госдумы по МСП.
Комитетом «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту было решено собрать более обширные данные по регионам и направить обращение в Генеральную прокуратуру РФ для недопущения ущемления прав предпринимателей.
Следующий вопрос, который обсудили на заседании, — существующие сложности при оформлении полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) для перевозчиков, осуществляющих деятельность по регулярным перевозкам пассажиров и багажа, в связи с уклонением страховых компаний от заключения таких договоров страхования.
«Страховые компаний уклоняются от заключения полиса ОСАГО с перевозчиками, осуществляющими деятельность по регулярным перевозкам пассажиров и багажа, по различным причинам, вплоть до отсутствия запятой. Со слов сотрудников страховых компаний, это происходит по двум причинам: тарифообразование и большие риски», — сказал Александр Стерлягов, предложив представителям Центробанка России рассмотреть возможность внесения изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Постановлением ЦБ РФ 19.09.2014г. № 431-П в части регламентации процедуры, сроков рассмотрения и заключения договора, установления ответственности за нарушение данных сроков со стороны страховых компаний.
Со своей стороны, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов признал наличие данной проблемы и предложил в случае получения отказа от страховой компании перевозчику писать жалобы в ЦБ РФ и в РСА. Также он отметил, что «в настоящий момент ведется работа по устранению этой проблемы; как результат — с 20 апреля 2022 года заработало перестраховочное сообщество, которое все отрицательные и убыточные сегменты будет передавать на перестрахование. «РСА надеется, что в связи с этим вопрос, связанный с "искусственными" отказами страховых компаний перевозчикам, будет снят», — отметил спикер.
Кроме того, представитель Союза автостраховщиков подчеркнул, что РСА ориентировочно через месяц планирует провести мероприятия по проверке работы перестраховочных сообществ в регионах, где наиболее остро стоял вопрос с оформлением ОСАГО. Так, например, на Дальнем Востоке — из-за большого количества праворульного автотранспорта.
Исполняющий обязанности директора Департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов отметил, что Государственная дума достаточно оперативно приняла закон о перестраховочном пуле в ОСАГО, который позволяет перераспределять риски внутри всех страховщиков, занимающихся ОСАГО. «Все это было сделано для того, чтобы повысить доступность ОСАГО и проблема, с которой столкнулись перевозчики, снизила свою остроту, а в идеале — была полностью решена», — пояснил эксперт.
Также он отметил, что примерно через месяц планируется оценить результаты работы перестраховочного пула, и напомнил о ведении статистике по жалобам. В связи с этим призвал автоперевозчиков в случае получения отказа от страховых компаний от оформления полиса ОСАГО обращаться в Службу по защите прав потребителей Банка России для принятия мер.
В свою очередь, Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту Глеб Киндер предложил дождаться результатов проверочных мероприятий РСА и ЦБ РФ по перестрахованию и после этого в случае необходимости снова вернуться к данному вопросу.
В рамках заседания участники также рассмотрели проблемы прохождения технических осмотров пассажирских транспортных средств категорий М2 и М3 в 2022 году, связанные с принятием Правил организации и проведения технического осмотра автобусов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 741. Так, наиболее остро с этой проблемой столкнулись в Хабаровском крае. Согласно данным, приведенным представителем Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту Еленой Шадуя, сейчас в регионе очередь на прохождение техосмотра для пассажирских транспортных средств категорий М2 и М3 составляет 2,5 месяца вперед. Отсутствие диагностических карт приводит к ограничению использования транспортных средств и увеличению административной нагрузки на юридических лиц — перевозчиков, поскольку предусмотрен административный штраф в размере 50 тыс. руб. Данная ситуация сложилась из-за сокращения количества пунктов технического осмотра.
По словам спикера, до 1 марта 2022 года в Хабаровском крае было 53 станции технического осмотра, сейчас их осталось 16, с правом проведения техосмотра автобусов категорий М2 и М3 — 6, из них только 2 сделали заявку в ГИБДД. Один из заявленных пунктов техосмотра выделил один день в неделю для осмотра автобусов категорий М2 и М3, второй — два дня в неделю. В итоге из 2600 единиц М2 и М3, нуждающихся в техническом осмотре, в неделю могут быть осмотрены чуть более 20 единиц. Многие перевозчики для прохождения техосмотра едут в ближайший регион — Еврейский АО, где из-за небольшого количества транспорта есть возможность оперативно получить данную услугу. На фоне этого в Хабаровском крае значительно выросло количество привлеченных к административной ответственности юридических лиц — перевозчиков. Если за 2021 год к административной ответственности за отсутствие диагностической карты было привлечено 18 юрлиц, то за первый квартал 2022-го — 24.
Как отметила Елена Шадуя, причиной сложившейся ситуации стало отсутствие мотиваций для бизнеса (технических станций) инвестировать в данное направление. «Многие технические станции не прошли аккредитацию из-за отсутствия паспортов на объекты, в которых проводятся техосмотры (обязательное требование законодательства), несоответствия параметров ГОСТ по ширине, высоте, длине, а также отсутствию специализированных приборов. Это проблема не только Хабаровского края, в других регионах тоже есть сложности с прохождением техосмотров. Необходимо было сначала оценить пропускную способность в регионах и только после этого принимать новые правила проведения технического осмотра», — подчеркнула эксперт.
Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по автотехобслуживанию Сергей Тимофеев пояснил ситуацию с позиции представителей технических станций. По его мнению, для сохранения интереса предпринимателей в оказании услуг технических осмотров транспортных средств необходима дерегуляция цен на эти услуги и выпуск их в нормальный коммерческий оборот. «Если это рынок, то дайте тогда свободные цены, рынок их отрегулирует без внешнего воздействия. Те, кто ушли с этого рынка, вернутся, если рынок им будет интересен. Но делается это все не сразу. Сотрудники ФАС получили от своего руководства задачу проработать вопрос дерегуляции цены, Минэк тоже поддерживает эту тему и готово включиться в вопрос дерегулиции. Рынок услуг ТО огромен, в нем нет естественных монополий. По большому счету, вряд ли сложится договоренность по всей России в установлении высокой цены ТО, чего боится ФАС», — пояснил Сергей Тимофеев.
По словам эксперта, Комиссией «ОПОРЫ РОССИИ» по автотехобслуживанию в ФАС направлено письмо, где обуславливается проработка и дерегуляция цен как необходимое условие. Однако коллеги из ФАС поясняют, что на сегодняшний день Правительством России им дано указание все же выйти на методику расчета цены технического осмотра. ФАС прорабатывает решение уйти от всех сложностей, которыми они ранее дополнили разработанную методику, и определить индексацию на индекс-дефлятор с 2012 года по территории всей страны. «Это будет некой переходной методикой определения ценообразования, если предложение о дерегуляции цен будет поддержано», — отметил Сергей Тимофеев.
Еще одной причиной, создающей сложности в прохождении технического осмотра автобусов категорий М2 и М3, по мнению спикера, является участие сотрудников ГИБДД. Последние допускают сбои в работе технических станций даже при согласованном графике с ГИБДД, поясняя это нехваткой сотрудников. На фоне этого Сергей Тимофеев предложил объединить усилия Комитета по транспорту и Комиссии по автотехобслуживанию для решения данного вопроса с МВД.
Сергей Ефремов дополнил, что до 1 марта 2022 года в России было порядка 4 тыс. пунктов техосмотра категории М2, М3, на сегодняшний день их осталось 1342. «Это осознанный уход операторов с рынка, связанный с ценообразованием проведения технического осмотра, так как бизнес должен быть окупаемым. Но также и высокой стоимостью оборудования технических станций: ранее на оборудование требовалось 3-5 млн руб., сейчас — 10-15 млн руб. Согласно ФЗ № 170-ФЗ (о техническом осмотре) за доступность пунктов технического осмотра отвечают Администрации субъектов, поэтому они должны оказывать содействие в организации пунктов техосмотра, возможно, путем предоставления льготного кредитования», — сделал вывод спикер.
Глеб Киндер, подводя итог данной дискуссии, отметил: «Комитет "ОПОРЫ РОССИИ" по транспорту готов помочь в ручном режиме Хабаровскому региональному отделению выстроить работу и коммуникации по линии Правительства края, Губернатора и МВД».