Нужно ли маркировать информацию о себе на своем сайте или в соцсетях? — объясняет эксперт Подмосковной «ОПОРЫ РОССИИ»
Одна из горячих тем последнего времени это, безусловно, маркировка рекламы в интернете. Вокруг нее ходит множество слухов, и сложно разобраться, где правда, а где неправильная трактовка закона. Член Подмосковной «ОПОРЫ РОССИИ», юрист Любовь Шаталина объяснила, надо ли маркировать саморекламу.
Обязанность по маркировке интернет-рекламы была введена 1 сентября 2022 года с целью «прослеживаемости рекламы». Теперь вся интернет-реклама будет собираться Роскомнадзором в едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) и храниться там в течение пяти лет. С 1 сентября 2023 года вступает в силу норма КоАП РФ, вводящая административную ответственность (штрафы) для физических лиц, ИП и юридических лиц за отсутствие маркировки в транслируемой в сети интернет-рекламе.
Интернет-реклама должна быть промаркирована следующим образом:
1. Пометкой (словом) «реклама» (пометка должна быть видной, не сливаться с фоном, быть читаемой и различимой без специальных средств и устройств);
2. Указанием рекламодателя и (или) его сайта: ООО «КАРУСЕЛЬ» (или сайт), или страницы сайта, где указана информация о рекламодателе (на практике также указывают ИНН, ОГРН);
3. Идентификатором-токеном (erid) — это буквенно-цифровая строка, маркер в кликовой ссылке, а также в меню AdChoices.
В связи с этим возникает вопрос: нужно ли маркировать информацию о себе на собственном сайте или, например, в своей группе в ВКонтакте или другой соцсети? Часто это называют саморекламой.
Реклама — это информация, но не всякая информация — это реклама.
Позиция ФАС России говорит о следующем:
Информация об ассортименте, правилах пользования товарами или услугами, их продавце или производителе не считается рекламой (это как бы необходимый объем информации о компании для потребителя, позволяет сделать правильный потребительский выбор).
Относительно СМИ Роскомнадзор в разъяснениях указал (вопрос был о том, является ли рекламой, когда СМИ пишет о самом себе на своём сайте), что не является рекламой:
- информация о подписке на собственные издания с описанием способов ее оформить;
- анонсы собственных мероприятий (в том числе размещенные в СМИ на условиях инфопартнерства);
- гиперссылки на сайтах, ведущие на сайты собственных продуктов и других сетевых изданий одного и того же учредителя.
«Считаю, что это можно применять по аналогии не только к СМИ. То есть, информация о товарах и услугах, которая размещается на сайте и в соцсетях — это тоже не реклама, если соблюдено одно важное условие: все позиции ассортимента представлены однородно, не выделяется какой-то отдельный товар или услуга из ряда прочих, нет призыва купить, не “подсвечивается” какой-то товар или услуга», — подчеркнула юрист.
Если что-то «выделяется», есть призыв купить услугу или продукт — это самореклама и ее надо правильно маркировать и подавать сведения в ЕРИР. Это касается и рекламы на сайте, и в социальных сетях, в том числе в Телеграм.
То есть, маркировать нужно любую рекламу, в том числе рекламу «самих себя» (своих товаров, услуг) — то есть саморекламу. Но имеет значение содержание информации, ее изложение.
Что касается информации на собственном сайте, своих социальных сетях о вакансиях, то «в чистом виде» информация о вакансии маркировке не подлежит, при условии, что текст вакансии не касается «расхваливания» компании-работодателя. Например, «самая лучшая компания ищет…», «компания №1 в сфере такой-то, производящая супер товары (+ссылка) приглашает того-то»… Рекомендую избегать лишних слов в размещаемых вакансиях. Указывайте должность, функционал, график работы, условия оплаты.
Фото: Freepik