ru

Новости

В Подмосковье обсудили кадровое обеспечение автомобильной отрасли

9 декабря на площадке Центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) Московской области состоялась конференция, посвященная внедрению стандартов и системного взаимодействия на рынке труда в автомобильной отрасли. Мероприятие организовано Ассоциацией РАСТО и Комитетом «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса при поддержке Подмосковной «ОПОРЫ РОССИИ», ЦОПП Московской области, Ассоциаций РОАД и НАПТО. Конференция объединила экспертов, представителей автобизнеса и образовательных учреждений Подмосковья.


Участники обсудили ключевые вопросы кадрового обеспечения автомобильной отрасли, поделились своим опытом по взаимодействию образовательных учреждений и предприятий бизнеса, рассказали о реализуемых проектах по привлечению молодежи на предприятия.

Модератор конференции заместитель Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса, председатель Ассоциации РАСТО Ольга Селезнева отметила, что решение кадрового вопроса в автомобильной отрасли требует консолидации усилий всех заинтересованных сторон.

Такие объединения как «ОПОРА РОССИИ», РАСТО, Национальное агентство развития квалификаций и Ассоциация РОАД играют ключевую роль в формировании профессиональных стандартов и подготовке квалифицированных кадров. Важно, чтобы эти организации работали в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями и работодателями. Только совместными усилиями можно преодолеть дефицит квалифицированных кадров, выстроить качественную и современную систему профессионального образования в стране.

Руководитель ЦООП Московской области Владимир Ведута рассказал о работе центра и о том, какие профориентационные мероприятия для школьников Подмосковья здесь проводят, например мастер-классы по альтернативной энергетике, робототехнике и мехатронике. Родители могут организовать корпоративные посещения для своих детей, чтобы познакомиться с современными технологиями, такими как 3D-печать, сборка робота-пылесоса умные дома.

Председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса Сергей Тимофеев представил основные направления деятельности Комитета и рассказал о реализуемых инициативах: «Мы сосредоточены на объединении усилий предпринимателей, чтобы эффективно представлять их интересы перед органами власти. Это особенно важно в условиях постоянных изменений в автомобильной сфере, связанных как с продажами, так и с обслуживанием автомобилей».

По словам спикера, Комитет ставит перед собой задачи по улучшению условий ведения бизнеса. Это включает в себя разработку и внедрение стандартов работы на рынке, снятие излишних барьеров для ведения предпринимательской деятельности и обеспечение доступа к финансовым ресурсам.

«Комитет выступает за формирование честного и прозрачного бизнеса, который работает в соответствии с требованиями государства. Мы стремимся к тому, чтобы предприниматели могли эффективно развиваться в рамках правового поля и вносить вклад в экономику страны», — добавил Сергей Тимофеев.

Спикер также напомнил, что недавно Президент России Владимир Путин подписал указ об утверждении Стратегии повышения безопасности дорожного движения, в котором важная роль отведена развитию механизмов обеспечения соответствия технического состояния находящихся в эксплуатации транспортных средств установленным требованиям. Это важный шаг, так как ранее акцент делался только на совершенствовании конструктивных особенностей при производстве автомобильной техники, а ее обслуживание оставалось на втором плане. Указ направлен на повышение эффективности технического осмотра и обслуживания автомобилей, а это требует квалифицированных кадров. Важно, чтобы преподаватели в колледжах и предприниматели работали вместе, чтобы подготовить специалистов, соответствующих современным требованиям.

Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса работает уже более пяти лет и охватывает 18 регионов, включая Московскую область, которая является одной из ведущих в этом направлении.

Сергей Тимофеев уточнил, что одна из серьезных проблем сейчас — недобросовестная конкуренция, так как некоторые предприниматели работают без регистрации, что затрудняет контроль со стороны налоговых органов. Необходимо увеличить штрафы за подобные нарушения, чтобы защитить бизнес, который работает честно, инвестирует в развитие и подготовку специалистов.

Затем заместитель руководителя базового центра подготовки кадров НАРК Егор Кулебякин рассказал о работе центра и его основных направлениях: «На сегодняшний день рынок труда сталкивается с серьезным вызовом — дефицитом квалифицированных рабочих кадров, особенно в промышленных отраслях. Система профессионального образования, к сожалению, не успевает за потребностями рынка, выпуская преимущественно специалистов среднего звена».

По последним данным, уровень безработицы в стране составляет порядка 8%, что, казалось бы, должно свидетельствовать о наличии свободных рабочих рук. Однако многие из этих людей не обладают необходимыми навыками для работы на производстве. В результате работодатели вынуждены ориентироваться на привлечение рабочих, которые, возможно, не имеют опыта, но готовы обучаться.

В этой ситуации логичным шагом становится обращение к системе подготовки кадров. Однако, как отметил Егор Кулебякин, выпускаемые специалисты среднего звена не закрывают потребность в квалифицированных рабочих. Это требует пересмотра подходов к профессиональному образованию и более тесного взаимодействия между работодателями и образовательными учреждениями.

Предложенная система мероприятий включает в себя формирование кадрового заказа и удовлетворение кадровой потребности со стороны работодателя в системе образования. Хотя многие из этих мероприятий уже известны, их комплексное применение может стать ключом к решению проблемы дефицита квалифицированных кадров.

В свою очередь заместитель Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по автобизнесу, директор Академии РОАД, председатель Комитета СПКА по профессиональному образованию в автомобилестроении Сергей Кожухов рассказал о работе РОАД и напомнил, что в рамках своей деятельности Ассоциация входит в Совет по профессиональным квалификациям в автомобилестроении и профильный Комитет «ОПОРЫ РОССИИ», реализуя совместные проекты.

По словам спикера, на рынке труда в автомобильной отрасли наблюдается дефицит квалифицированных кадров, особенно автомехаников. В 2023 году на одну вакансию приходилось менее двух кандидатов, что является критическим показателем. В 2024 году ситуация немного улучшилась, но выбор кандидатов остается ограниченным. В 2025 году на одно место приходится пять кандидатов, однако это связано с сокращением данного бизнеса на 30%, а не с увеличением числа соискателей.

Чтобы повлиять на ситуацию, идет активная работа по разработке профессиональных стандартов, которые создаются в диалоге с дилерами и независимыми сервисами. Они описывают требования к сотрудникам, начиная от специалиста предпродажной подготовки и заканчивая директором послепродажного обслуживания.

В рамках Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении также ведется работа по актуализации образовательных программ и независимой оценке квалификации. Не менее важно сформировать прямую связь между студентами и работодателем. Идеальный в этом плане пример — Москва, где налажено взаимодействие с колледжами и педагогами для подготовки будущих специалистов. Представители бизнеса участвуют в днях открытых дверей, родительских собраниях и других мероприятиях, чтобы привлечь молодежь в отрасль.

Председатель Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин в своем выступлении напомнил о грядущей налоговой реформе и о том, что малому и среднему бизнесу в последнее время приходится работать в турбулентных условиях. При этом кадровый вопрос остается острым во многих отраслях. Спикер добавил, что буквально на днях Правительство РФ одобрило поправки в Трудовой кодекс. Законопроект направлен на совершенствование трудового законодательства, упрощение привлечения к сверхурочной работе, сокращение избыточных требований при трудоустройстве и увольнении.

Кроме того, Владислав Корочкин упомянул о реализации проекта «Гильотина 2.0». Эта инициатива направлена на упрощение и оптимизацию регуляторной среды, что может положительно сказаться на бизнесе и в автомобильной отрасли. Уменьшение бюрократических барьеров и создание более прозрачных условий для работы могут стимулировать развитие отрасли и привлечение новых кадров. Однако для полной оценки влияния «гильотины» на рынок труда в автомобильной отрасли потребуется время и анализ конкретных изменений в законодательстве.

Спикер также добавил, что на прошедшем 8 декабря Совете по стратегическому развитию и национальным проектам обсуждали в том числе и кадровую политику и рынок труда. Было подчеркнуто, что в условиях демографического спада нужны гибкие решения: подготовка кадров СПО, повышение мобильности работников, вовлечение молодежи, ветеранов СВО, родителей с детьми.

Заместитель Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса, президент Ассоциации НАПТО Сергей Зубриський напомнил участникам конференции о том, что в настоящее время в России зарегистрировано порядка 67 миллионов транспортных средств, из которых более 50 миллионов легковых автомобилей имеют возраст старше 15 лет. Средний возраст парка автобусов составляет более 16 лет, а грузовых автомобилей — более 20 лет. Это создает необходимость в обучении специалистов, обеспечении запасными частями и привязке этих процессов к состоянию парка.

Во второй части конференции выступили представители ведущих брендов авторемонта, автосервисов и транспорта. Также представили свое мнение, поделились опытом и наиболее удачными кейсами те, кто занимается обучением кадров на базе работодателя:

  • заместитель директора Корпоративного университета Транспортного комплекса Московского метрополитена Мария Баканова рассказала о том, как градообразующий работодатель страны ведет детей от школы до предприятия.
  • руководитель учебного центра «ВОЛИН» в Одинцовском городском округе Александр Авдонин представил успешный проект «Учебный центр на базе работодателя», а также рассказал, почему важна профориентационная работа со школьной скамьи, как наладить диалог с родителями, которые оказывают влияние на выбор будущей профессии.
  • вице-президент группы компаний «Евросив» Полина Сивкова на примере своего предприятия, выпускающего оборудование для автосервисов, показала как работодатель заинтересован в сотрудничестве с учебными заведениями и в том, чтобы подрастающие специалисты умели работать на современном оборудовании.

Участники конференции обменялись мнениями и предложениями о дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве. На протяжении последних лет выстроены качественные деловые отношения между ведущими предприятиями автосервисной индустрии и представителями системы профессионального образования Московской области, что позволяет строить совместные профессиональные планы и проекты на перспективу.

По итогам встречи организаторами мероприятия будет сформирована резолюция с конкретными шагами, направленными на максимальный положительный результат в области подготовки квалифицированных кадров в автомобильной индустрии Московской области, с привлечением максимально заинтересованных участников сторон: власти, образования и бизнеса.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»