ru

Новости

Грозит ли строительству ползучая национализация? – комментарий эксперта

В настоящее время в России идет обсуждение будущей стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Одним из активных участников обсуждения является член Президиума Правления «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству Дмитрий Котровский. Эксперт ранее заявил, что к 2030 году строительная отрасль России на 70% будет принадлежать государству. О том, какие основания легли в основу столь сенсационного заявления, Дмитрий Котровский рассказал в интервью «Строительной газете».


«СГ»: Дмитрий Михайлович, вы утверждаете, что к 2030 году строительство в России будет на 70% государственным. На чем основан такой прогноз?

Д.К.: На недавней стратегической сессии стояла задача определить текущие тренды отрасли и понять, что произойдет, если эти тренды не изменятся. И мы постарались спрогнозировать возможное развитие событий до 2030 года. Мы с коллегами в группе «Тренды рынка» определили десяток тенденций, одной из которых является национализация рынка. Конечно, будет ли это 70%, никто не просчитывал, у нас не было такой задачи, да и времени. Это оценочное суждение группы экспертов федерального уровня. Но, безусловно, оно основано на ряде факторов и событий, которые при комплексном анализе приводят к таким неутешительным выводам. И если эту ситуацию в ближайшее время не переломить, то говорить о конкурентном строительном рынке с большой долей частного бизнеса через десять лет не придется.

«СГ»: Каков сейчас, по вашим оценкам, уровень огосударствления отрасли?

Д.К.: Хороший вопрос. Про отрасль в целом пока однозначно сложно сказать, ведь есть сегменты. Если мы посмотрим на дорожное строительство, то это практически на 100% государственный рынок. Сегмент жилищного строительства пока в нулевой точке национализации, но в результате реформы движение пойдет в сторону огосударствления и этого сегмента. А сегмент инфраструктурных объектов сможет сформироваться исключительно на принципах государственно-частного партнерства. Также мы в «ОПОРЕ РОССИИ» делим рынок строительства не только на сегменты, но и на потребности. Существуют новые потребности — строительство новых объектов, а есть системно возникающие потребности — эксплуатации объектов и текущих, капитальных ремонтов. На мой взгляд, решать системные, текущие задачи должны исключительно небольшие компании, с опытом и репутацией, а в новых проектах доля бизнеса должна превалировать, включая сюда и малые предприятия. «ОПОРА РОССИИ» имеет отделения во всех 85 субъектах Российской Федерации, кейсы и обращения приходят к нам со всей страны. Также мы постоянно общаемся с представителями отраслевых ассоциаций и профессиональных объединений. На основании этой информации мы понимаем, что тренд на национализацию есть, и он набирает обороты. В настоящее время уровень конкуренции в отрасли высокий, а доля компаний с государственным участием приемлема для рыночной экономики. Но изменения в градостроительном и жилищном законодательство, принятые за последние год-полтора, серьезно настораживают.

«СГ»: Каков будет механизм «национализации»?

Д.К.: Помимо национального проекта «Жилье и городская среда», еще шесть нацпроектов так или иначе связаны с развитием строительной отрасли и зависят от работы строительного рынка. Как мы все знаем, основное финансирование процессов реализации нацпроектов будет происходить за счет бюджетных средств. Для того чтобы у государства были гарантии по расходованию этих средств, поощряется создание организаций с государственным участием. Контролирует весь этот процесс тоже государство. Например, государственная компания ДОМ.РФ является сегодня очень влиятельным регулятором и контролером рынка жилищного строительства и его участников. Подведомственный ей Фонд защиты прав граждан расширил свою сферу компетенции в отношении незавершенных объектов строительства и обязывает застройщиков уплачивать обязательные отчисления в компенсационный фонд. Дополнительно фонд получил механизм взыскания страховых выплат со страховщика через расширение полномочий конкурсного управляющего. Фонд в соответствии с положениями законодательства получает право запрашивать у застройщиков бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Он также может осуществлять свои плановые и внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности застройщиков. Профессиональное сообщество было против такого расширения полномочий фонда, так как это приводит к созданию дополнительного контрольно-надзорного органа с широким кругом полномочий. По мнению экспертного сообщества, выход на рынок такого большого государственного игрока приведет к сокращению частного сектора как минимум вдвое. Это ли не тренд на национализацию целого сегмента?

Таким образом, мы получаем четырехсторонние отношения, где все стороны являются представителем государства: государство в лице правительства утвердило целевые показатели; конкретные виды работ заказывает государство в лице государственной компании или субъекта РФ или муниципалитета; исполняет эти работы организация с государственным участием и, наконец, контролирует весь процесс тоже государство. Возможно, в такой конструкции в части строительства объектов различного назначения и будут достигнуты намеченные на 2024 год показатели, но останется ли частный бизнес на рынке к этому времени, и что получит экономика страны — это вопрос.

«СГ»: Возрастает ли роль государства в достройке проблемных объектов?

Д.К.: Безусловно, да. Думаю, что это задача теперь полностью ляжет на государство. В условиях постоянно меняющихся правил работы рынка, бизнес за бизнесом уже достраивать не сможет. Сегодня главная задача компаний-застройщиков — это адаптироваться к новым условиям и сохранить бизнес.

«СГ»: Хотелось бы понять, хорошо это или плохо для экономики в целом?

Д.К.: В условиях рыночной экономики, конечно, любое огосударствление рынков и политика протекционизма препятствует естественному развитию. Не будет мотивации внедрять новые технологии, совершенствовать подходы к проектированию, поиску индивидуальности российских городов. Также, отвечая на этом вопрос, хочу обратить ваше внимание на национальный проект «Развитие малого и среднего предпринимательства», согласно которому к 2024 году численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, должна вырасти до 25 млн человек. Какова будет доля строительных организаций в этом показателе с учетом текущего регулирования рынка? Отмечу, что строительный комплекс России на 90% состоит из субъектов малого и среднего предпринимательства.

«СГ»: Какие меры, на ваш взгляд, нужны для сдерживания огосударствления строительства?

Д.К.: Ответ на этот вопрос есть в любом учебнике по экономике — необходимо возвращаться к принципам рыночной экономики. Главный вопрос — хочет ли этого государство?

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»