Жизнь без проверок: реальность или иллюзия?
На полях Петербургского международного экономического форума прошла очередная сессия. Участники обсудили результаты реформы контрольно-надзорной деятельности и проанализировали, как будут проходить проверки после отмены моратория. Представители власти рассказывали, как работает механизм, а бизнес, в свою очередь, давал обратную связь по эффективности реализации реформы.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации Дмитрий Григоренко отметил, что реформа контрольно-надзорной деятельности состоит из трех частей, первая из которых — регуляторика.
«Мы разобрались с действующей регуляторикой и запустили регуляторную гильотину — проанализировали все правила, которые бизнес должен соблюдать. Вышли на то, что у нас 318 тысяч норм и правил для предпринимателей при осуществлении деятельности. Треть из них были признаны некорректными и отменены, еще треть были актуализированы. Только от наведения порядка с регуляторикой экономия бизнеса — порядка 200 миллиардов рублей», — рассказал Дмитрий Григоренко.
Вторая составляющая реформы — сама процедура проверки, ее прозрачность и понятность для бизнеса. Для этого внедрили рискоориентированный подход: государство заранее объясняет, когда будет назначена проверка. Третий постулат — обратная связь от бизнеса. Для этого на портале «Госуслуги» появилась возможность досудебного обжалования результатов проверки.
«Через факты нарушения мы видим их причины, а не следствия. Собирая эти причины, мы понимаем, где нужно менять регуляторику, где объяснять и пояснять. При таком объеме данных их невозможно считать вручную, и здесь помогает информационная система. Все данные фиксируются в облаке, и у проверяющих нет возможности что-то откорректировать», — объяснил механизм работы спикер.
Первый заместитель Председателя Государственной Думы Александр Жуков проанализировал результаты реформы за два года.
«Сам закон задал общие рамки, направления действий. Документ потребовал очень серьезной работы по изменению нормативной базы. Вместе с Правительством в Думе мы отработали тысячу поправок. Ключевая задумка в том, чтобы контроль осуществлялся по единому подходу ко всем отраслевым нормам. Предусмотрено, что плановые проверки больше не проводятся в 36 видах контроля и надзора, например, в отдельных видах тарифного контроля», — отметил депутат.
Также Александр Жуков напомнил, что на региональном уровне реформа вступила в силу только 1 января 2022 года.
Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин выразил уверенность, что личное включение глав регионов в работу по реформе проверок напрямую влияет на инвестиционную привлекательность региона. Спикер заявил, что меняется сам смысл проверок, о чем неоднократно говорила «ОПОРА РОССИИ»: помочь предпринимателю не допустить ошибки, которая может привести к худшим последствиям. Также Александр Калинин добавил, что по сравнению с 2021 годом число проверок упало еще в два раза.
«Однако нас беспокоит, что будет после завершения моратория, потому что система будет постоянно стремиться возвращаться к проверкам. Поэтому нужно постоянно держать рабочую связь между властью и бизнесом по этому вопросу. Еще один вопрос — часть органов исключена из действия реформы КНД, например, ФНС или ФТС. И постоянно часть органов хочет выйти из этого мониторинга, например, сейчас мы видим запрос от Роструда. А тем временем десятки миллиардов рублей в год бизнес тратит на специальную оценку труда офисных и торговых помещений, сферы услуг. Стоимость оценки одного рабочего места составляет от 700 до 4 тысяч рублей. При этом оценка проводится на каждую позицию штатного расписания, даже если работники трудятся на одном рабочем месте посменно», — рассказал Калинин.
Губернатор Московской области Андрей Воробьев подробно остановился на контрольно-надзорной деятельности в своем регионе. В презентации спикер отметил, что за прошлый год было проверено 404 тыс. малого и среднего бизнеса, подчеркнув, что важно продолжать снижать административные барьеры и административное давление на бизнес. Он также отметил, что действуют 7 федеральных и 15 региональных надзорных органов, которыми осуществляются, соответственно, 21,4 тыс. и 29,8 тыс. проверок в год.
«Прежде чем увидеть прорыв во всей КНД, чтобы была эффективность и результат, безусловно, нужно, чтобы руководитель каждого из этих ведомств этого хотел. Четкое целеполагание — что именно такой подход позволит рассчитывать на суверенную экономику, приход малого бизнеса, его поддержку», — подчеркнул спикер.
Воробьев добавил, что регуляторика, которая заложена в 15 ведомствах, часто в современном мире безнадежно устарела: «Ее нужно почистить: убрать все нелепые контрольные функции, и сам контроль получится совершенно другой».
«Задача — не уничтожить бизнес, а помочь ему не допустить ошибок. Действовать с ним в партнерстве, не давить, а оказать поддержку. Поэтому у нас есть так называемая профилактика, когда само предприятие заявляется, ему дают рекомендации, реперные точки, которые должны быть соблюдены. Таким образом, проверка происходит гораздо результативнее», — отметил губернатор.
Спикеры пришли к выводу, что реформа контрольно-надзорной деятельности — это постоянный процесс, который необходимо в рабочем режиме менять и совершенствовать. Для этого нужна совместная работа федеральной, региональной и местной власти, бизнеса и представителей предпринимательских объединений.