«Ценность сотрудничества компаний внутри России теперь дорогого стоит». Интервью с представителями строительного бизнеса в Кургане
Весной 2022 года изменения коснулись всех сфер жизни, в том числе и промышленного производства. О том, стоит ли отчаиваться, или одна закрывшаяся дверь помогла открыться другой, поговорим с генеральным директором завода дорожной техники «Регион 45», председателем комиссии по производству дорожно-строительной техники «ОПОРЫ РОССИИ» Сергеем Лютиковым и директором по развитию завода «Регион 45», председателем Комитета по эффективному производству и повышению производительности труда Курганского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Ильей Коростелевым.
— Коллеги, думаю, вы согласитесь, что сейчас ситуацию в стране каждый предприниматель оценивает по-своему: кто-то преисполнен определенных надежд, кто-то судорожно ищет пути решения, кто-то взял паузу и просто выжидает…
Сергей Лютиков: Я думаю, мы выберем первый и частично третий пункт (смеется). Вообще, наш завод довольно молодой — он начал работать в 2014 году, нам всего восемь лет. Как понятно из названия нашего предприятия, мы выпускаем дорожную технику: комбинированные дорожные машины и автогудронаторы. Завод изначально был ориентирован на российского поставщика, ставку на импорт не делали. Не могу сказать, почему было принято именно такое решение, но, как показало время, мы не ошиблись.
Илья Коростелев: На первом этапе определенная доля импорта в наших машинах недолго, но присутствовала. Какое-то время мы действительно использовали только отечественные комплектующие, но у нас оказались к ним определенные претензии по качеству, и мы обратились к производителям из других стран. Однако вскоре наши разработчики «исправились» и стали выдавать продукт должного уровня, не уступающий европейскому. Поэтому наш завод снова вернулся на отечественные детали. На сегодняшний день у нас проработаны оба варианта работы: техническая документация подготовлена и под импортные комплектующие, и под российские.
С. Л.: В первые годы работы предприятия были сложности по программному обеспечению, потому что электроника была импортная, но мы быстро сориентировались и перешли либо на отечественные аналоги, либо на азиатские.
— Как раз хотелось поговорить про российские аналоги. Как вы оцениваете наших производителей?
И. К.: На сегодняшний день сказать, что российское качество сильно уступает, например, китайскому, нельзя. Недалеко от нас, в Екатеринбурге, открыли производство необходимых нам комплектующих. Их продукция по характеристикам мало чем отличается от европейских, а конкретно — от датских изделий. Но вопросы надежности, гарантии решаются оперативнее, потому что — вот они, все под боком.
С. Л.: Это немаловажно именно сейчас, поскольку снимаются вопросы логистики. Ведь есть сферы бизнеса, которые не пострадали от введенных санкций, но они не могут работать в полном объеме, ведь текущие цепочки поставок разрушены, на смену логистических маршрутов требуется время; часть авиагрузов переориентировалась на автотранспорт, что в свою очередь вызвало дополнительные трудности; сложности с товарами, ввозимыми морским путем, растут… Думаю, дальше можно не продолжать. Поэтому ценность сотрудничества компаний внутри России теперь дорогого стоит.
— Это еще и дает независимость от курса валюты?
С. Л.: Совершенно верно. В начале марта цены — даже на российскую продукцию — подскочили на невероятную высоту. Но это был ход не заводов, а дилеров, которые имели полные склады товара и хотели продать его по каким-то заоблачным ценам. Сейчас ситуация стабилизируется.
— В настоящее время многие предприниматели смотрят на Китай, оценивают варианты взаимодействия с этой страной. Что вы думаете по этому поводу?
С. Л.: Отвечу только за нашу отрасль. Достаточно давно бизнес высоко оценил китайские самосвалы SHACMAN. Они прекрасно «прижились» в стране. Первые пять-семь лет — это просто неубиваемые машины, которые могут работать в любых условиях. У них большая грузоподъемность, надежность, и они очень конкурентны по цене. Мы присмотрелись к ним и второй год выпускаем свою продукцию на их шасси. Мы единственные в России, кто имеет законное право устанавливать наше оборудование на самосвалы китайского производства. В целом с Китаем сотрудничаем три года. Еще используем их электронику, потому что она достаточно высокого качества при соответствующей цене.
И. К.: Кстати, несмотря на то, что детали микроэлектроники мы используем азиатские, само изделие, например, платы, блоки управления, создаем самостоятельно на нашем заводе.
— То есть вы занимаетесь не только производством машин, но и выполняете высокотехнологичные процессы?
С. Л.: Конечно! Более того, мы разработали свое собственное программное обеспечение, которое позволяет нам быть полностью независимыми в этом направлении. Мы — обладатели товарного знака, имеем оформленные патенты, авторские права. Считаю, чем больше ты замыкаешь цикл производства внутри своего бизнеса, тем стабильнее он будет.
— Предлагаю поговорить о мерах поддержки. Каких только мнений не приходится слышать…
С. Л.: За всех не скажу, но, что касается такого производства, как у нас, уверен: государство делает все возможное, чтобы поддержать. Наша отрасль уникальна. Дороги всегда были, есть и будут. И это требует техники, которая занимается строительством, обслуживанием и прочим в этой сфере. Завод «Регион 45» входит в Реестр продукции российского производства Минпромторга. Это, например, дает предприятию возможность получать субсидии от государства, которые, в свою очередь, позволяют нам сделать заказчику скидку до 15%. Для лучшего понимания скажу, что в 2021 году объем субсидии составил 27 миллионов рублей, то есть именно такую сумму сэкономил покупатель. Прогноз в 2022 году — 33 миллиона. Также наши клиенты могу приобрести технику в субсидируемый льготный лизинг.
Мы очень признательны правительству Курганской области. На заводе открыто новое производство — покрасочный цех, куда было приобретено в лизинг оборудование стоимостью 16 миллионов рублей; 50 % затрат на оснащение вернули — и все это благодаря региональным мерам поддержки.
— Знаю, что на заводе выпускается просто уникальная машина, которую не производит никто в России.
С. Л.: Да, это так. Речь идет об автогудронаторе «Гефест»™. Сейчас мы работаем над получением патента на использование уникальной товарной марки. В России автогудронаторы производят с 1942 года. На сегодняшний день многие заводы, которые выпускают такие машины, глобально ничего не изменили, принципы производства не поменялись. Но в способах изготовления дорожного полотна, в технологиях, материалах, используемых в работе, произошел огромный рывок вперед. Если раньше, говоря простым языком, заливали битумом, то сейчас — специальной эмульсией. Это другой элемент, другой материал, он более нежный. Поэтому у дорожников большим спросом пользуются узлы для работы с битумной эмульсией итальянского производства. Они полностью адаптированы для этого современного материала, подготовлены для работы именно с ним. В России таких машин не было. Первый опытный автомобиль мы сделали три года назад. На сегодняшний день это уже вошло в серию. Аналогов в нашей стране нет — только импорт. Наша машина на 98 % состоит из отечественных комплектующих и деталей. По многим характеристикам она превосходит иностранное производство: цена, скорость разогрева, качество разлива.
— Какой у вас лист ожидания на производство машин?
И. К.: В среднем тридцать дней. Но на каждый заказ, на каждый автомобиль, будь то комбинированная дорожная машина или автогудронатор, устанавливается свой срок. Могу отметить, что производство у нас сейчас загружено надолго вперед. Мы, кстати, не только не сократили количество рабочих мест, но и значительно увеличили. И до сих пор у нас большая потребность в кадрах.
— Завершая разговор, предлагаю дать совет представителям бизнеса, которые поддались панике в связи с ситуацией в стране и в экономике.
С. Л.: В самом начале разговора я сказал, что мы настроены на дальнейшую работу с большой долей оптимизма. Да, ситуация сейчас непростая, да, ломается привычный уклад, да, старые схемы не работают. Но зато сейчас стали свободными те ниши, в которые годом ранее было просто не пробиться. Не то что занять их — даже рядом постоять было невозможно. А теперь все в наших руках. Нужно действовать быстро и нестандартно. Поясню на примере своего детища — «Региона 45». Когда мы начинали, многие не верили в нас. Еще бы, ведь мы решили конкурировать с предприятиями, так прочно занявшими рынок, что было, наверное, самонадеянным рассчитывать их потеснить. Успех нашей команды обеспечило то, что с самого начала завод был ориентирован на выполнение всех, даже самых смелых, пожеланий потребителя. То, что мы были маленькие, оказалось нашей сильной стороной. С конвейеров концернов выпускались серийные машины, и им было неинтересно или невыгодно вносить незначительные изменения, о которых просил конкретный заказчик. Наша техника — единственная в своем роде. Она — как конструктор: что покупатель хочет, то мы ему и выдадим, безусловно, соблюдая все требования техники безопасности. Поэтому мой совет начинающим (и не только) предпринимателям — ничего не бояться, не поддаваться пессимизму, верить в успех и слышать заказчика.
Источник: Новый мир