Представители ОПОРЫ РОССИИ приняли участие во Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей
Мероприятие было посвящено 10-летнему юбилею Института уполномоченного по правам предпринимателя. Участники рассказали о своем опыте работы в качестве общественных омбудсменов и поделились мнением относительно того, что еще необходимо сделать, чтобы беспрепятственно вести бизнес на территории нашей страны. «ОПОРУ РОССИИ» на конференции представили Президент Организации Александр Калинин и Первый вице-президент бизнес-объединения Марина Блудян.
Выступая на конференции, Александр Калинин назвал Институт уполномоченного по правам предпринимателя крайне важной структурой, интегрированной в госаппарат, которая позволяет защищать права и представлять интересы бизнеса. Глава «ОПОРЫ РОССИИ» напомнил, что идея создания института омбудсменов была коллективным предложением ведущих бизнес-объединений, подчеркнув: важно, что кандидатура уполномоченного согласовывается с деловыми сообществами, это говорит о доверии к кандидате со стороны предпринимателей. Такие же правила, по словам Калинина, были реализованы во многих субъектах РФ в отношении региональных бизнес-омбудсменов.
Спикер также добавил, что наряду с необходимостью вникать в каждую проблему предпринимателя, не стоит забывать о системном подходе: искоренять причины несправедливости, изменять законодательство таким образом, чтобы в России было проще развивать бизнес без необоснованного преследования и давления.
Калинин подчеркнул, что многого удалось добиться, например, изменения порогов по экономическим преступлениям, вопросов изъятия вещдоков и др. Однако необходимы пересмотр сроков содержания под стражей по экономическим преступлениям; реализация предложения «ОПОРЫ РОССИИ» в части оснований ареста для предпринимателей; внедрение санкции прокурора на привлечение бизнесмена в качестве обвиняемого по тяжким и особо тяжким преступлениям, куда часто относится мошенничество, учитывая существующие пороги и отягчающие обстоятельства.
При этом Президент объединения привел примеры, когда в ряде государственных секторов при кардинальном изменении регуляторики и законодательства работа с предпринимателями переходит на качественно новый уровень, бизнес получает возможность свободно и законно работать. Это реформа КНД, где в шесть раз снизилось количество проверок и штрафов бизнеса. Другой позитивный пример — в прокуратуре решение о проверках бизнеса принимается не на местах, а на уровне региона. Эта мера и создание четких нормативно-правовых актов снизили количество внеплановых проверок со стороны ведомства на две трети.
В свою очередь, Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», общественный уполномоченный в сфере пожарной безопасности Марина Блудян отметила, что аппарат уполномоченного является площадкой, позволяющей профильным специалистам участвовать в работе экспертных групп по «регуляторной гильотине», разрешительной деятельности, в общественных советах органов контроля и надзора и др.
«Мы отряд важных людей. Каждый в своем направлении многое сделал», — подчеркнула спикер и поделилась своим опытом работы в качестве общественного омбудсмена. По ее словам, начинали работу с 800 жалоб в год по МСЧ, сегодня их шесть: «Мы не просто работаем с жалобами, а системно решаем проблемы, снимая барьеры, внося нужные изменения в законодательство, активно взаимодействуя внутри реформы КНД. Сегодня нет предпринимателя, который бы ни сказал, что проверок меньше, они более качественные».
Кроме того, Марина Блудян отметила, что сейчас уполномоченные взяли на себя новое обязательство: разобраться с теми видами контроля и надзора, которые вышли из-под закона о КНД, — это таможенный и миграционный контроль. Также, сказала эксперт, необходимо продолжать взаимодействовать с прокуратурой.
Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» подчеркнула, что реформа КНД активно внедряется, уполномоченные пользуются всеми новациями, которые эта реформа дала, например, электронной площадкой «Досудебные обжалования». Благодаря этому инструменту на 16% удалось сократить количество предпринимательских обращений в суд на государственные органы контроля и надзора.