ru

Новости

06 Декабря 2020

Марина Блудян: Реформа контрольно-надзорной деятельности – это настоящая революция

В этом году новое правительство должно завершить реформу контрольно-надзорной деятельности (КНД). Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян в рубрике «ВИЗИТКА» рассказала, как она отстаивает мнение бизнеса при ревизии обязательных требований, почему реформа проходит в формате 5D, готовы ли контролеры переформатировать работу и идти на встречу предпринимателям.


Как проходит пересмотр требований в рамках «гильотины»?

Во-первых, речь идет не только о «гильотине», которая должна отсечь все лишнее, мешающее бизнесу. Проходящая реформа контрольно-надзорной деятельности решит величайшую и масштабную социальную задачу борьбы с бедностью, потому что обременения, связанные с избыточными требованиями и соответственно с избыточным контролем и надзором, увеличивают цену нашей жизни, понижая ее качество. У нас необоснованно дорогие продукты и услуги, не доступные большому количеству граждан, а бизнес сегодня сидит на минимальных прибылях.

Из-за неэффективной системы контроля и надзора мы живем дорого и некачественно. Не менее 7,5% ВВП составляют обременения, связанные с избыточным требованиями. Поэтому люди не хотят заниматься бизнесом.

Реформа КНД – это не просто реформа, это настоящая революция. Она полностью поменяет подход к контролю и надзору и их принципы.

В чем особенность нового подхода?

Переворот сознания контролеров. Чиновник должен быть высокооплачиваемым консультантом и аналитиком, который хорошо знает, как работает бизнес. Его главное задача – не допустить потери законом охраняемых ценностей. Это жизнь и здоровье граждан, животных, растений, государственное и негосударственное имущество, исторические и нравственные ценности.

Риски есть в любой деятельности. Это как вождение автомобиля. Всегда есть вероятность попасть в аварию. Но рисками надо управлять. Задача чиновников на местах – их минимизировать.

Эти люди должны не наказывать и карать бизнес, а профилактировать, то есть разъяснять, как предпринимателю избежать или минимизировать риски ведения бизнеса.

Поэтому основой целью реформы становится не проверка, а профилактика.

И кстати, премию контролерам нужно давать не за сумму собранных штрафов и количество проведенных проверок, а за то, что на вверенном ему участке отсутствуют нарушения и соответственно отсутствуют потери законом охраняемых ценностей.

Количество и частота проверок должна находиться в прямой зависимости от отнесения деятельности юрлица или частного предпринимателя к определенной категории риска или определенному классу опасности.

Помимо собственно «гильотины» планируется приятие двух важных законов, регулирующих контроль и надзор. Как бизнес их оценивает?

Фактически реформа КНД – это реформа в формате 5D. В феврале в первом чтении должен быть рассмотрен закон «О государственном контроле (надзоре)». Он вмещает в себя сегодняшний плоский закон «О защите юрлиц при проверках» и задает новый дух и подход КНД. Второе – это закон «Об обязательных требованиях». По сути, это «регуляторная конституция», в которой прописано, как требования разрабатываются, как оцениваются, как применяются.

Третье – обязательная оценка деятельности контрольно-надзорного органа. Причем ее принцип основывается не на количестве проверок и суммах штрафов. Результат работы контролеров – снижение потерь законом охраняемых ценностей. Например, работа Роспотребнадзора оценивается не числом проверок. Ведомство не должно допускать, чтобы люди погибали, теряли здоровье или были обмануты.

Когда будет введена обязательная оценка деятельности контрольно-надзорных органов, о которой вы сейчас сказали?

Методика обязательной оценки ведомств уже утверждена. С этого года оценка становится обязательной для всех контрольно-надзорных органов. Если раньше контролёры приходили и с нас всё спрашивали, то теперь бизнес и общество с них может спросить: что вы сделали, чтобы предотвратить потери, обман или гибель наших граждан?

Например, инспектор Госпожнадзора по-прежнему регулярно проверяет каждого шестого предпринимателя при том, что в пожарах в жилых домах гибнут тысячи людей. Так чего же вы к нам, к бизнесу, ходите, а к жилым домам не имеете никакого отношения?

Запланированы изменения в КоАП для снижения административного давления на бизнес. Когда ожидать результатов?

Изменения в КоАП – это как раз пятый элемент реформы. Мы должны сократить число статей и оснований административных правонарушений, количество которых за последние годы выросло в разы.

Если в 2001 году было 404 статьи и 600 оснований для привлечения бизнеса к административной ответственности, то сейчас уже 696 статей и 1800 оснований. За 17 лет рост просто катастрофический.

В Послании Владимир Путин сказал о предпринимательстве много правильных слов. Но кто будет заниматься бизнесом под страхом административного или еще хуже – уголовного преследования? Как только отменим избыточные требования параллельно надо вносить изменения в КоАП, отменять составы, статьи, снижать уровень ответственности предпринимателей, особенно если в результате их деятельности нет никаких негативных последствий.

Бизнес надо наказывать за неисполнение указаний инспектора особенно если такое неисполнение повлекло негативные последствия (принцип неотвратимости наказания), а не за то, что у предпринимателя есть риск. Они, как я говорила, есть везде. Но мы должны максимально все эти риски предотвратить.

Возвращаясь к гильотине. С 1 января правительство уже отменило 1,3 тыс. правительственных актов РСФСР, на походе ликвидация еще 3,6 тыс. актов СССР. Бизнес доволен тем, как проходит пересмотр требований?

Большинство подлежащих отмене актов – сложные, объемные, сильно устаревшие. Нельзя так масштабно двигаться, чтобы все были довольны. Недовольство бизнеса я воспринимаю как положительный фактор. Это значит, предпринимательство, во-первых, вовлечено, а во-вторых, четко отстаивает свою позицию.

Есть неудовлетворение несколькими моментами. В некоторых одиозных группах, например, по сельскому хозяйству и здравоохранению, наметились конфликты, а где-то наблюдаются перегибы. Быстро вкидываются документы, которые молниеносно согласуются тремя-четырьмя участниками. Это вызывает большую неудовлетворенность.

Также вопросы вызывает то, что в некоторых группах нет представителей малого бизнеса. А он должен быть везде. Например, в группе по образованию он вообще не представлен, есть только известная российская бизнес-школа. А почему так? Ведь сады, детские центры, кружки, различные курсы – всё это малый бизнес.

Много рабочих групп, где малого бизнеса недостаточно. А когда за одним столом звучат громкие голоса крупного бизнеса, малому очень трудно отстаивать свои интересы.

Но я все составы групп просматриваю и пишу личную записку в правительство, если вижу такие перекосы. Надо сказать, что Правительство РФ нас слышит, надеюсь, так будет и при новом кабинете министров. Организаторы реформы, которые, уверена, продолжат ее на новых государственных постах, прекрасно видят – кто профессионал, кто искренно работает, а кто пропихивает какую-то свою идейку. Кто бы что не говорил, работа групп достаточно прозрачна и в них царит здоровая обстановка и движения, направленные достижение исключительно личных целей, хорошо видны.

Как вы оцениваете готовность контролеров вести диалог с бизнесом?

У всех участников процесса реформирования КНД есть понимание, для чего мы это делаем, каких результатов добиваемся. Бывает, что трудности появляются там, где их не ждали.

Например, из тысячи документов, регулирующих трудовые отношения и требования по охране труда, было отменено только 235 из-за крайне консервативной позиции профсоюзов в отношении ликвидации устаревших требований.

Не удалось отменить документ, связанный с организацией труда работников цирка 1929 года. Хотя все прекрасно понимают, что современные цирки уже несколько десятилетий работают как продюсерские центры.

Как подбирались эксперты, которые проводят гильотину?

Вокруг реформы КНД сложилось уникальное по количеству, 7-ми тысячное экспертное сообщество. Из этих экспертов сформированы 44 рабочих группы по различным сферам экономической деятельности. Все группы работают в единой подконтрольной правительству электронной системе «Битрикс», где обмениваются информацией. Правительство и Регуляторы размещают там проекты нормативных правовых документов и через систему получают обратную связь. Таким образом, незамеченным не остается ни одно требование.

По сути, к работе «регуляторной гильотины» привлечена целая армия экспертов.

Еще есть экспертные группы министерств и ведомств, а также эксперты общественных советов. Хоть Правительство и критиковали в нерасторопности, ему удалось за 4-5 месяцев удачно сложить, обеспечить и наладить работу 7 тысяч человек. То, что Белый дом это сделал – просто замечательно. Сегодня бизнес с Правительством близки как никогда, идет реальный диалог.

Как, по-вашему, смена правительства скажется на работе по «гильотине»?

Не скрою, сегодня нам приходится сражаться, потому что некоторые регуляторы, а мы это видим, под предлогом обеспечения безопасности хотят оставить все свои проверки. А сражаться и видоизмениться одновременно очень тяжело.

Если смена Правительства приведет к замене руководителей регуляторов и органов КНД, которые воспримут новую парадигму, то реформа будет успешной, результативнее, заметнее для бизнеса и всего населения нашей страны.

Могут ли возникать разногласия между бизнесом и регуляторами? Каков механизм их разрешения?

Чтобы не было давления регулятора, было изменено положение о рабочих группах. Между крупным и малым бизнесом существует конкуренция. Бывает, что крупный бизнес нас выдавливает. Мы должны научиться договариваться между собой и потом уже договариваться с регулятором. Но если позиции не совпадают, то мнение несогласного участника группы оформляется отдельным особым мнением и выносится на уровень заместителя аппарата правительства. Если позиции все же не будет согласованы, то это особое мнение может дойти до премьер-министра. И окончательные решения будут приниматься на столь высоком уровне!

Мнение малого бизнеса должно быть представлено везде, во всех группах, на всех уровнях экспертного сообщества.

Я сама зачастую на личных контактах довожу наше мнение (малых предприятий) на максимально высокие уровни, начинаю перетягивать на свою сторону коллег, объясняя им важность проблемы. Нельзя просто сидеть и отмалчиваться.

Правительство в дальнейшем планирует пересмотр требований раз в пять лет. Такой периодичности достаточно?

Бизнес считает, что «гильотина» должна стать постоянно действующим механизмом. ОРВ не показало свою эффективность: зачастую при отрицательных заключениях документ всё же принимают.

Я поддерживаю предложение Минюста распространить «гильотину» на законопроекты, подготовленные любыми субъектами законодательной инициативы.

Сейчас ревизию проходят только правительственные документы, содержащие, отменяющие или модифицирующие обязательные требования.

Если эта реформа проходит в формате 5D, то бизнес ожидает быстрый результат?

Создаётся фундаментальный, во многом инновационный проект, направленный и заточенный по принципам справедливости! И здание, которое на нем выстроено, не может быть плохим.

Правительство параллельно запустило несколько процессов реформы КНД и это правильно. Потому что все понимают, что у России нет лишних 5-10 лет.

Требуется рывок для существенного улучшения экономической ситуации в обществе в целом.

Этот год будет решающим для реализации «регуляторной гильотины» —будет определены требования, которые должны остаться, а какие ликвидированы. Правительство успеет в срок? Реформа может быть отложена?

Не будет ничего отложено. Потому что 44 группы должны дать результат. К тому же премьер-министр Михаил Мишустин уже заявил о реформе КНД как о приоритете работы правительства на 2020 год. Все понимают, что от эффективности процедуры контроля зависит эффективность страны. Так что паниковать не надо.

Беседовала Дарья Николаева

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»