Малый бизнес покоряет экспорт с помощью промобота
Российский экспортный центр (РЭЦ), «ОПОРА РОССИИ», представители бизнеса и власти накануне 6-го Международного экспортного форума «Сделано в России» подвели итоги Всероссийской премии «Экспортер года». Кроме того, участники рассказали о планах и задачах по увеличения несырьевого неэнергетического экспорта.
Накануне 6-го Международного экспортного форума «Сделано в России» на пресс-конференции в ТАСС генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев назвал имена победителей Всероссийской премия «Экспортер года». Премия была инициирована нацпроектом «Международная кооперация и экспорт». Заявки на участие в конкурсе поступили от 1,6 тыс. компаний, 70% из которых – малый и средний бизнес.
Как сообщил президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин, заинтересовать малый бизнес в экспорте непросто – это «вопрос знаний, навыков, государственной поддержки, конкуренции». «Мы благодарны РЭЦ, что по предложению «ОПОРЫ РОССИИ» отдельно были созданы номинации по малому бизнесу. Победители показали превосходные результаты. Например, производитель презентационных роботов «Промобот» изначально ориентировался на глобальней рынок. В результате такой стратегии компания продемонстрировала рост экспорта в 300%. Это впечатляет», – отметил Александр Калинин.
В номинации малый и средний бизнес экспортерами года также стали научно-производственная фирма «Поток интер» (новая экспортная продукция применяется в космосе), «Плодоимпорт» (бренд «Дядя Ваня», рост экспорта на 47%), «ИТ Профессиональные Решения» (компания открыла два новых рынка СНГ). Прорывом года в малом бизнесе названа компания «Нейрософт», производящая оборудование для нейрофизиологии, функциональной диагностики, терапии, аудиологии и реабилитации.
Как отметил глава «ОПОРЫ РОССИИ», сейчас у малого бизнеса большой интерес к завоеванию зарубежных рынков. При этом статистика показывает, что неэнергетическим экспортом занимаются меньше 1% российских компаний. У «ОПОРЫ РОССИИ» более 30 представителей в разных странах мира, которые помогают предпринимателям налаживать контакты, передают навыки из рук в руки, подчеркнул спикер. «Кто лучше чем реальный предприниматель расскажет как вести экспортный бизнес? Никакая госсистема не заменит живой, человеческий опыт. Только синергия общественных организаций, бизнес-объединений, институтов развития позволит двигаться быстрее к достижению целей нацпроекта, работать более гибко», – подчеркнул Александр Калинин. Среди проблем малых экспортеров глава бизнес-объединения назвал низкую капитализацию российских компаний, борьбу за предпринимателей (заграничные технопарки предлагают выгодные условия работы на их территории), фактически только зарождающуюся систему бизнес-промоушна.
По данным РЭЦ, в первом полугодии этого года зафиксировано падение объемов несырьевого неэнергетического экспорта на 4,8%, однако за три последних месяца был «неплохой рост». Экспорт тянут вниз такие позиции как нефтегазохимия, целлюлоза, необработанный лес, металлы. В РЭЦ считают, что «надо раскрывать новые сегменты». «Рассчитываем, что мы выйдем на прирост. Российский несырьевой неэнергетический экспорт товаров по итогам 2019 года может вырасти на 1-2%», – сообщил на пресс-конференции Андрей Слепнев.
Согласно паспорту нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» (бюджет 957 млрд. руб.), объем несырьевого экспорта на текущий год должен составить $160 млрд. До 2024 года этот показатель должен увеличиться до $250 млрд. В 2018 году его объем был $149 млрд.