Инструмент предостережения о недопустимости правонарушения должен заработать
Три ведущих бизнес-объединения – «ОПОРА РОССИИ», Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и «Деловая Россия» – обратились к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой расширить практику использования надзорными и контрольными органами инструмента предостережения о недопустимости нарушения закона.
Бизнес-ассоциации указывают, что сейчас этот инструмент не работает из-за устаревших норм законодательства, принятых еще 20 лет назад. Органы контроля и надзора применяют к бизнесу только строгие меры реагирования на выявляемые правонарушения. Механизм «регулярной гильотины» ситуацию не изменит.
В письме на имя генерального прокурора РФ Юрия Чайки президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин, президент РСПП Александр Шохин и сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян просят подготовить новые рекомендации органам генпрокуратуры по расширению практики использования инструмента предостережения о недопустимости нарушения закона.
Бизнес-объединения указывают, что сейчас предприниматели, владельцы компаний, сотрудники не владеют полной информацией о многочисленных обязательных требованиях. Эта ситуация принципиально не изменится и после реализации механизма «регуляторной гильотины». Поэтому использование инструмента предостережения надо актуализировать, отмечают в общественных организациях.
Согласно закону «О прокуратуре РФ» ведомство может применять инструмент предостережения как меру прокурорского воздействия. Однако его использование ограничено рядом дополнительных положений, содержащихся в Указании Генпрокуратуры от 1999 года. В них отмечается, что «при наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяются». Также в Указаниях Генпрокуратуры сказано, что «применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от их письменных объяснений».
Бизнес-объединения настаивают, что для направления предостережения не нужно проводить глубокую проверку сведений о готовящихся противоправных действиях. В случае, если сведения оказываются достоверными, должностное лицо, получившее предостережение, может принять оперативные и эффективные меры по устранению готовящихся противоправных деяний или последствий уже совершенных незаконных действий. «Даже при наличии уголовной ответственности должностного лица, получившего предостережение, принятые им меры можно рассматривать в качестве смягчающих ответственность обстоятельств», – отмечается в письме.
В качестве пилотной отрасли по актуализации использования инструмента предостережений авторы письма предлагают «профессиональную уборку и техническую эксплуатацию». В отрасли уже разработаны рейтинг добросовестности компаний и методика определения среднеотраслевой налоговой нагрузки, которые позволяют отделить добросовестных участников торгов от всех остальных. В конце 2017 года по инициативе «ОПОРЫ РОССИИ» Федеральной налоговой службой был запущен проект обеления отрасли, создан администрируемый отраслевым СРО интернет-ресурс БелыйФМ.рф, который объединил добросовестных подрядчиков. Ресурс содержит подтверждённые ФНС сведения о компаниях, выполняющих рекомендованную для отрасли налоговую нагрузку.
По словам Вице-президента Ассоциации «НП «ОПОРА», председателя Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потребления Юрия Рябичева, на рынке есть недобросовестные компании, которые демпингуют за счёт налоговой составляющей.
«Уровень цен на рынке определяется заказчиками, которые стараются получить услугу по минимальной цене. При расчете начальной максимальной цены зачастую они «забывают» включить необходимые налоговые платежи, которые в клининге достигают 35% от общего оборота, тем самым сознательно провоцируют подрядчиков на налоговые нарушения. Механизм предостережения от прокуратуры указывает на недопустимость такого поведения», - отмечает Юрий Рябичев.
Общественные организации также предлагают совместно с Объединенным экспертным советом четырех ведущих объединений предпринимателей – «ОПОРЫ РОССИИ», РСПП, Торгово-промышленной палаты РФ и «Деловой России» – создать рабочую группу, которая будет заниматься, в том числе, вопросами актуализации использования инструмента предостережения.