Предпринимательское образование: роль «ОПОРЫ РОССИИ» в его развитии
28 февраля в рамках Совета регионов «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА» состоялся Форум «ОПОРЫ РОССИИ», который собрал на своих полях предпринимателей из всех регионов нашей страны, представителей органов власти и бизнеса. Деловая программа форума началась со стратегической сессии «Предпринимательское образование. Время начинать новый этап подготовки кадров для экономики страны», модератором которой выступил Председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов. Эксперты обсудили феномен предпринимательского образования, создание профессионального стандарта предпринимателя, а также роль наставничества в процессе обучения. Генеральным партнером мероприятия выступило ПАО Сбербанк.
Открывая дискуссию, Сергей Борисов, отметил, что вопрос предпринимательского образования всегда был на повестке у бизнеса и «ОПОРЫ РОССИИ». В подтверждение своих слов спикер привел в пример исследование бизнес-объединения, в котором уточнялись причины, которые провоцируют трудности в работе сектора.
«Тогда 25% респондентов ответили, что дело в органах власти, еще 25 — установившихся монополиях. И 50% бизнеса — в нехватке знаний. Сейчас, когда на рынке появляются предпринимательские структуры, предлагающие мошеннические услуги по бизнес-образованию, мы, как крупное бизнес-объединение МСП, должны выступить “фильтром” и отсеивать недобросовестные организации», — подчеркнул спикер.
О ситуации с кадрами на предприятиях секторах МСП, оценкой доступности специалистов и с конкретными предложениями по теме выступил Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин.
В ходе своего выступления спикер заострил внимание участников дискуссии на опыте Сбербанка, как ведущей банковской и технологичной организации. Успех такого колоссального роста, объяснил спикер, в непрерывной подготовке кадров и создании СберУниверситета.
«Мы живем в такое время, когда информация устаревает, нам нужно адаптироваться и подстраиваться — и перенять опыт мы можем в Сбере, где выстроена система постоянной работы с кадрами в таком формате: если работник не учится — он не будет работать в экосистеме. Мы считаем, что малому бизнесу нужно учиться на постоянной основе, это вопрос судьбы самого бизнеса», — сказал Калинин.
Кроме того, в бизнес-объединении внимательно проанализировали результаты мониторинга деловой активности Индекса «ОПОРЫ RSBI» и заключили, что проблема нехватки квалифицированных кадров выходит на первый план в секторе МСП: и в данном случае, добавил глава делового объединения, речь идет как о навыках самого бизнеса, так и работников предприятий.
«ОПОРА РОССИИ», резюмировал Президент бизнес-объединения, начала создавать целый институт наставничества. Спикер призвал активнее внедрять данную систему повсеместно, чтобы обеспечить молодых предпринимателей необходимыми навыками и обеспечить достойное будущее для нашей страны.
Далее слово взял Генеральный директор АО «Деловая среда» Алексей Грищенко, главной темой выступления которого стали знания, действительно необходимые предпринимателям.
Так, по мнению спикера, предприниматель — это «герой нашего времени», который меняет мир к лучшему. Результат такого подхода — создание целого института развития предпринимательства внутри Сбербанка, который отслеживает потребности предпринимателей.
«Так, в России большой потенциал вовлечения в предпринимательство — по данным на 2021 год только 12% россиян хотели бы открыть свое дело. С 2019 года этот показатель увеличился в несколько раз в связи с реализацией нацпроекта МСП. Также в этом процессе влияет пример других, и “ОПОРА РОССИИ” может служить ролевой моделью для тех, кто еще не является предпринимателем», — подчеркнул спикер.
Исследования стабильно показывают, что в топе потребностей у начинающих предпринимателей помимо стартового капитала находятся предпринимательские знания, которые могли бы помочь или помогут решить ряд проблем в предпринимательстве. При этом такие же результаты показывают и опросы женщин-предпринимателей.
«То есть большинство вопросов можно решить образованием, и 90% предпринимателей отвечают, что хотят учиться, и в принципе считают, что предпринимательским навыкам можно научиться», — подытожил спикер.
Свою точку зрения на то, какие важнейшие знания и навыки нужны предпринимателю, чтобы быть успешным, представил Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Эдуард Омаров.
Спикер акцентировал внимание на том, что наблюдения «ОПОРЫ РОССИИ» совпадают с результатами исследований Сбера.
«Однако если более внимательно интервьюировать предпринимателей, оказывается, что на первом месте — знания и образование. Все чаще говорим о первостепенности базовых знаний: участники Слета успешных предпринимателей в Тюмени и Слета молодых предпринимателей в Сочи направляют нам запрос на получение системных знаний, то есть кратких курсов недостаточно», — объяснил он.
Также Эдуард Омаров отметил, что важно учитывать: есть тип личности предприниматель и есть род деятельности предприниматель, и подавляющая часть людей готова изучать ведение бизнеса именно как род деятельности.
«При этом предложений на рынке крайне мало, эту проблему нужно решать. Мы можем не только формировать заказ, но и сами формировать образовательные траектории, преподавать. Наша задача — сломать негативную догматику. Пора определить контуры предпринимательской профессии, необходим стандарт, его сейчас разрабатывают», — считает Эдуард Омаров.
Своими взглядами на развитие предпринимательского образования поделился Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Аркадий Гершман. Эксперт выразил уверенность, что государство готово форматировать законодательство в данной сфере, однако сами предприниматели должны налаживать эффективный диалог с Минобрнауки РФ и подведомственными организациями, делиться собственной экспертизой. В этом может помочь «ОПОРА РОССИИ»: «Научить, подсказать, дать практические знания и опыт в любом бизнесе. Участие нашей Организации в предпринимательском образовании самый логичный путь. Мы должны перехватить инициативу интереса к изучению предпринимательского дела. Но для этого недостаточно лекций, курсов. Нужно передавать практические знания».
В продолжение своего выступления Гершман добавил, что предпринимательское образование имеет смысл, если построено на реальном практическом опыте, а площадкой для такого взаимодействия могут стать местные отделения региональных отделений Организации, которых сейчас более 400.
«Это реальная база для армии практиков в каждом городе, муниципалитете, районе. Они должны формировать экономическую повестку. С помощью местных отделений можно получить право на обучение молодежи», — резюмировал он.
Собственным предпринимательским опытом поделился исполнительный директор ООО «МПЗ Мясницкий ряд» Денис Филиппов. Спикер отметил, что отладить производственные процессы на предприятии помог Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по эффективному производству и повышению производительности труда Дмитрий Пищальников. Эксперт бизнес-объединения помог разработать полноценную систему по производительности труда, куда пошли коммуникационная стратегия, организация рабочего пространства, режим труда и отдыха, безопасность, постоянное совершенствование — в том числе, на базе базового университета «Мясницкого ряда».
В совокупности, резюмировал спикер, процессы отлажены, а ежегодный рост производства фиксируется на уровне 20%.
О том, как складывается инфраструктура и подходы к дополнительному предпринимательскому образованию, а также какие возможности открывает принятие профессионального стандарта «Предприниматель», рассказал в своем выступлении Президент Университета «Синергия», Председатель Научного совета по предпринимательскому образованию в Российской академии образования Юрий Рубин.
«Разговор о предпринимательском образовании — это разговор о том, как мы видим будущее и воспроизводство предпринимательства. Мы являемся субъектами уважаемой профессии, мы хотим быть высокими профессионалами. Мы должны говорить об этом как о системообразующем явлении, как о самостоятельной системе взглядов», — считает Юрий Рубин.
Как отметил спикер, короткие курсы и ДПО полезны тем, кто уже является предпринимателем. Чтобы вовлекать молодежь, надо определиться, кого планируется вовлекать, и, соответственно, проникать в систему академического сегмента образования.
Также бизнес должен включиться программы общего и среднего образования: необходимо серьезное насыщение программ индивидуальной проектной деятельности для школьников, а также составление четких программ для учащихся СПО для формирования предпринимательских компетенций, например подготовка стартапов, генерирование бизнес-идей и так далее. Кроме того, необходимо разработать ФГОС и, соответственно, профстандарт предпринимателя. В разработке должна участвовать «ОПОРА РОССИИ», чтобы в соответствующих документах были заложены правильные и по-настоящему нужные бизнесу и обществу акценты.
Однако, уверен спикер, в этом должны быть заинтересованы все стороны — бизнес-сообщество, государство и академическая среда.
В свою очередь, заместитель директора Института региональной экономики и межбюджетных отношений, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов предложил сфокусироваться на разработке квалификационных требований к будущим предпринимателям, а не профессиональном стандарте. Как объяснил эксперт, по аналогии с самым многочисленным классом работников — госслужащими — нужно учитывать, что бизнес — это переплетение большого количества узких специалистов, которых будет проблематично подвести под единый стандарт.
Кроме того, добавил профессор, «ОПОРА РОССИИ» с помощью инструмента общественной аккредитации для образовательных программ сможет сформировать единые подходы к обучению профессиональной деятельности.
С докладом о роли наставничества и о том, как это направления развивается в рамках Организации, выступил член Правления «ОПОРЫ РОССИИ», руководитель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по наставничеству Владислав Самойлов. Как отметил эксперт, при грамотном использованиии ресурсов наставничества возможно увеличить долю МСП в ВВП.
Диапазон результатов от наставничества максимально широк — от масштабирования бизнеса до роста качества жизни. При этом важно, что наставник, помимо всего прочего, передает культуру предприятия — учит анализировать, расставлять приоритеты и принимать решения.
Спикер рассказал, что Комиссия «ОПОРЫ РОССИИ» по наставничеству выявила высокий спрос на наставничество и обучение среди предпринимателей, также предприниматели сами хотят быть наставниками, они рассчитывают, что это позволит им расширить бизнес-интеллект, личностный рост, продвижение. По итогам исследования члены Комиссии организовали обучающий курс для наставников.
«Наставничество — инструмент саморазвития предпринимателя. Наша задача №1 — сделать этот процесс регулярным, непрерывным: развитие предпринимателя, его команды и окружения, поэтому мы разработали Акселерационный трек и хотели бы участвовать в разработке федерального закона о наставничестве», — подчеркнул Владислав Самойлов.
О практической пользе наставничества для предпринимателя рассказал участникам основатель и владелец сети семейных игровых центров Jolly Dolly Егор Рочев. Организация активно коммуницирует с наставниками, обменивается собственным опытом и результатами работы — такие истории мотивируют и дают возможность узнать, как можно использовать разноплановый опыт в своем бизнесе.
О том, как механизмы наставничества работают в онлайн-ритейле, рассказал Руководитель поддержки продавцов Wildberries Александр Никоненко. Спикер напомнил, что «ОПОРА РОССИИ» и Wildberries запустили новую образовательную программу «Бизнес-консультант», которая нацелена на подготовку экспертов, способных помощь начинающим предпринимателям безболезненно выйти на торговую площадку маркетплейса. Практический результат деятельности — это целый «штат» бизнес-консультантов, которые готовы помочь бизнесу масштабироваться и развиваться, а вместе с тем — развивать и маркетплейс.
В свою очередь помощник Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по предпринимательскому образованию, Вице-президент АНО «Школа технологического предпринимательства» Анна Данилина рассказала о методике использования кейсов в предпринимательском обучении и наставничестве. Этот инструмент позволяет предпринимателю получить дополнительные навыки и уже опробован в Ростовской области. Также, отметила спикер, необходимо развивать компетенции в сфере интеллектуальной собственности, что предприниматели знали, как защитить свой бизнес.
А Председатель Комитета по предпринимательскому образованию Ростовского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Оксана Лазарева представила образовательные проекты, разработанные в реготделении, в том числе «Кубик-рубик» для образования современных предпринимателей.
В свою очередь, об опыте внедрения в региональных школах основ предпринимательских знаний и о том, на какие моменты следует обратить внимание, рассказал Председатель Ульяновской «ОПОРЫ РОССИИ» Руслан Гайнетдинов.
В завершение стратегической сессии спикеры в формате блиц-опроса выступили с предложениями, нацеленными на развитие предпринимательского образования.