ru

Новости

09 Апреля 2024

Налоговые споры: как правильно урегулировать конфликт в досудебном порядке

До конца года ФНС поставила цель уменьшить количество конфликтов с заявителями, но предприниматели все равно могут попасть в ситуацию, когда разногласий с налоговой не избежать. Сразу обратиться в суд тоже не получится. Исковое заявление вернут, если предварительно не обжаловать решение налоговиков в вышестоящей инспекции. Подготовили инструкцию, как не упустить возможность отстоять свои интересы на досудебном этапе.


Установить нарушение, доначислить налоги, пени и назначить штраф налоговая может по итогам выездной или камеральной проверки. При несогласии с принятым решением или с действиями инспекторов, налогоплательщик вправе подать жалобу в вышестоящую инспекцию. Апелляционную жалобу необходимо направить в течение месяца с момента получения акта с результатом проверки. Ее рассмотрит Управление по региону или Центральный аппарат, в зависимости от органа, проводившего проверку. При этом обращение нужно подать через инспекцию, которая проводила проверку и вынесла акт.

Что указать в жалобе?

Обязательные требования к содержанию жалобы отражены в ст. 139.2 НК РФ. В обращении нужно перечислить:

— название и адрес организации, подающей жалобу;

— название соответствующей инспекции;

— акт, действия или бездействие должностных лиц – что конкретно обжалуете;

— основания, по которым считаете, что ваши права нарушены;

— требования налогоплательщика;

— способ получения решения по жалобе, например, на бумаге, по электронным каналам связи или через личный кабинет.

Также к жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие доводы налогоплательщика.

Направить жалобу в инспекцию можно несколькими способами. Например, отнести свое обращение лично в канцелярию инспекции или окно приема документов. Также жалобу можно отправить по почте заказным письмом с описью вложения. Предусмотрен вариант подачи жалобы в электронном виде в формате, утвержденном ФНС, и через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. В течение трех рабочих дней с даты получения жалобы налоговая инспекция должна направить ее со всеми материалами в Управление.

Когда жалобу оставят без рассмотрения?

По итогам рассмотрения жалобы инспекция может оставить первоначальное решение без изменения, отменить его полностью или частично, принять новое. После того как налогоплательщику придет уведомление, какой вердикт вынесли, ему остается несколько действий на выбор. Можно исполнить принятое вышестоящим органом решение по жалобе, обжаловать его в Центральном аппарате ФНС в общем порядке или обратиться в суд.

Налоговики также вправе и вовсе оставить жалобу без рассмотрения. Это сделают в следующих случаях:

— жалобу подали в ненадлежащей форме или не подписали ее;

— в обращении нет реквизитов обжалуемого решения;

— нарушен срок подачи жалобы, при условии, что она не содержит ходатайства о восстановлении срока или такое ходатайство оставлено без удовлетворения;

— инспекция сообщила об устранении нарушения прав налогоплательщика до вынесения решения по обычной жалобе;

— жалоба отозвана до принятия решения по ней;

— ранее уже подавалась жалоба по тем же основаниям.

Когда досудебная жалоба не нужна?

В трех случаях при решении спора с налоговиками можно обращаться сразу в суд. Так, иск рассмотрят, если требования в нем сформулированы как имущественные. То есть налогоплательщик не обжалует решение, действие или бездействие налоговиков, а требуете от них денежные средства.

Также досудебный этап можно пропустить, если иск является просьбой о запрете совершать инспекторами те или иные действия. Например, списывать деньги со счета по инкассовым поручениям.

Еще можно сразу обжаловать инкассовые поручения. Это исполнительные документы, и они могут обжаловаться в суде путем заявления требования о признании не подлежащими исполнению.

Фото: Freepik

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»