en

Новости

Подведены итоги круглого стола «Законодательные инициативы в сфере рекламы»

16 декабря под председательством члена Президиума «ОПОРЫ РОССИИ», Дмитрия Стрельникова, Председателя Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по рекламе и члена Президиума «ОПОРЫ РОССИИ», Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства на цифровых платформах Дмитрия Гавриленко состоялся круглый стол на тему «Законодательные инициативы в сфере рекламы». В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, представители отраслевых объединений и бизнеса.


На обсуждение были вынесены ключевые изменения законодательства о рекламе, в том числе:

  • обязательные отчисления в размере 3% доходов от рекламы, распространяемой в интернете;
  • обязанность операторов рекламы выделять 5% от объемов рекламы под социальную рекламу;
  • ужесточение требований к программам для учета пользователей.

Открыл заседание Дмитрий Стрельников.

«Наша основная задача — не только адаптировать рынок рекламы к новым правилам, но и создать условия для его роста, сохраняя баланс между интересами государства, бизнеса и потребителей. Для этого важно собрать мнения и предложения всех участников рынка по ключевым вопросам и предоставить их в соответствующие органы власти для дальнейшей доработки законодательства», — отметил Дмитрий Стрельников.

Далее слово взял депутат Государственной Думы Станислав Наумов.

«Мы видим, что такие законы часто принимаются для достижения крупных стратегических целей — например, поддержки экономики данных или усиления государственного контроля. Однако важно оценивать последствия изменений не словами, а конкретными цифрами: как это отразится на отрасли и экономике в целом», — прокомментировал возможные стратегические последствия вводимых изменений спикер.

Также Станислав Наумов подчеркнул необходимость работы с подзаконными актами.

«Пока неясно, будет ли введенное регулирование инструментом развития или приведет к избыточной фискальной нагрузке. Нужно сразу проработать возможные корректировки подзаконных актов, чтобы минимизировать риски для бизнеса», — уверен эксперт.

В свою очередь, Дмитрий Гавриленко отметил, что введение обязательной квоты на социальную рекламу требует детальной проработки. Сейчас порядок расчета этой квоты содержит множество технических тонкостей, особенно в части определения количества уникальных пользователей. Нужно, чтобы этот механизм был прозрачным и понятным для всех участников рынка. Кроме того, закон о социальной рекламе должен быть дополнительно доработан, чтобы исключить спорные моменты».

Также эксперт прокомментировал необходимость выплат 3% от доходов операторов рекламных систем.

«Эти обязательные отчисления призваны поддержать развитие российской инфраструктуры и программного обеспечения. Однако важно учитывать, что для многих компаний это станет существенной дополнительной нагрузкой. Необходимо четко определить механизмы учета и исключить двойное налогообложение, чтобы сохранить стабильность рынка», — считает Дмитрий Гавриленко.

Далее слово взяла директор по стратегическим проектам Ассоциации больших данных Ирина Левова, которая затронула влияние регулирования на инновационные компании.

«Экономика данных требует не только инвестиций, но и снижения избыточного регулирования. Если новые меры окажутся слишком жесткими, это ударит по развитию стартапов и инновационных проектов в сфере искусственного интеллекта и больших данных», — рассказала спикер.

Как считает представитель Ассоциации цифровых платформ, прокомментировал вопрос расширительного толкования рекламы Станислав Морозов, нельзя допускать, чтобы объявления или карточки товаров попадали под определение рекламы, поскольку это фактически ставит крест на развитии социального обмена и сервисов онлайн-продаж. Важно четко разграничивать рекламу и информационные услуги, чтобы избежать чрезмерного регулирования, которое способно ограничить развитие цифровых платформ. Кроме того, методика расчета квоты на социальную рекламу должна быть полностью прозрачной для рекламодателей. Это поможет избежать неясностей и дополнительных затрат.

Вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «МТС» Андрей Рего высказался о каскадном налогообложении.

«Если сбор будет начисляться на каждом этапе цепочки, это приведет к удорожанию рекламы. В конечном итоге это скажется на стоимости товаров и услуг для потребителей, что создаст дополнительные инфляционные риски», — считает эксперт.

На необходимость регулирования теневого сегмента обратил внимание генеральный директор Ассоциации «Интернет Видео» Алексей Бырдин. В частности, эксперт отметил, что государству нужно обратить внимание на теневые сегменты рынка, включая пиратские ресурсы. Эти платформы часто зарабатывают на рекламе, избегая налогов, и введение сборов могло бы компенсировать нагрузку на легальный бизнес.

Затем президент Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) Борис Омельницкий обозначил ключевую проблему двойного налогообложения. Как сообщил выступающий, крайне важно избежать двойного налогообложения. Сбор должен начисляться только на одном этапе цепочки — например, на доход рекламного агентства или оператора рекламной системы. В противном случае это создаст серьезную финансовую нагрузку на участников рынка.

Директор по стратегическому развитию Wildberries Алексей Минаев подчеркнул важность детальной проработки проектов постановлений, которые напрямую затронут интересы бизнеса.

«Проекты постановлений требуют особого внимания к критериям и порядку исчисления сборов. Важно следить за тем, чтобы не было двойного учета и чтобы расширение сбора на иные формы продвижения, такие как креативы, не вошло в окончательный документ. Это станет важным приоритетом для нашей работы, поскольку необоснованное расширение базы приведет к значительным издержкам для бизнеса», — рассказал Алексей Минаев.

Как заметил руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Александр Васильев, комментируя перспективы внедрения обязательного ПО, обязанность установки специального ПО для подсчета пользователей создает дополнительные риски для информационной безопасности. Компании уже передают данные через существующие механизмы, и требование внедрения нового программного обеспечения кажется излишним. Вместо этого необходимо рассмотреть возможность использования уже существующих решений и исключить дублирование затрат и процессов. Очень важно учитывать эти аспекты при разработке методик и подзаконных актов.

Заместитель руководителя департамента правового регулирования Ассоциации интернет-компаний Виктор Холиков добавил, что введение таких масштабных изменений требует четкой координации между бизнесом и регуляторами. Важно заранее проработать все механизмы, включая порядок расчетов и возможность автоматизации процессов, чтобы избежать сбоев и лишней административной нагрузки на компании.

Далее выступила директор по правовым вопросам и взаимодействию с государственными органами «СберИнтертеймент» Наталья Булаева, подчеркнув проблему дополнительного администрирования.

«На каждом этапе распространения рекламы возникают дополнительные административные и бухгалтерские издержки. С учетом новых требований по учету и налогообложению эта нагрузка на отрасль становится тройной. Такие изменения требуют значительной доработки подзаконных актов», — считает спикер.

Руководитель направления правового сопровождения бизнес-группы поиска и рекламных технологий компании «Яндекс» Дмитрий Марченко добавил, что мы сталкиваемся с риском двойного налогообложения в рекламной цепочке. Например, если оператор рекламной системы оплачивает услуги площадок, то возникает вероятность, что сбор начислят и на его доход, и на доход площадки. Это ставит под угрозу стабильность рынка.

По итогам круглого стола участники договорились подготовить консолидированные предложения индустрии по следующим вопросам:

  • исключить каскадное налогообложение через четкое закрепление правил исчисления сборов;
  • упростить требования по установке дополнительного программного обеспечения для учета рекламы;
  • разработать ясные критерии для социальной рекламы и взаимодействия с операторами рекламных систем;
  • включить представителей отрасли в процесс обсуждения методик и подзаконных актов.

Предложения индустрии с их обоснованием будут направлены в соответствующие органы власти.

Видеозапись круглого стола можно посмотреть по ссылке.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»