en

Новости

14 Ноября 2025

Бизнес предложил снизить ставку НДС для микропредприятий

Бизнес просит снизить ставки НДС для компаний на упрощенной системе налогообложения, годовые доходы которых ниже 20 млн рублей, до 1-3%. Такие предложения ко второму чтению налогового законопроекта-спутника бюджета в Госдуму направила «ОПОРА РОССИИ», узнал Forbes. В числе инициатив также расширение перечня учитываемых расходов на «упрощенке», который сейчас меньше, чем на основной системе налогообложения.


Деловое объединение «ОПОРА РОССИИ» предложило снизить ставки налога на добавленную стоимость (НДС) для небольших компаний на упрощенной системе налогообложения (УСН), годовые доходы которых ниже 20 млн рублей. Бизнес считает, что для микробизнеса с годовым доходом от 15 до 20 млн рублей нужно снизить ставку НДС до 3% с 2027 года, а с выручкой от 10 до 15 млн рублей — до 1% с 2028-го. Письмо с просьбой учесть предложения бизнеса при подготовке ко второму чтению налогового законопроекта-спутника бюджетного пакета направлено в адрес председателя Госдумы Вячеслава Володина за подписью Президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина. С копией документа ознакомился Forbes.

Также «ОПОРА РОССИИ» предложила расширить список учитываемых расходов бизнеса на «упрощенке», который сейчас заметно меньше, чем на основной системе налогообложения. Наконец, следует предусмотреть постепенное снижение порога годовой выручки, при котором возможно применение патентной системы налогообложения (ПСН), считают в бизнес-объединении. Впрочем, последнее предложение уже учтено в правительственных поправках к налоговому законопроекту ко второму чтению.

Одни из самых спорных с точки зрения бизнеса положений налогового законопроекта, внесенного в Госдуму Правительством РФ в сентябре, касались применения НДС при упрощенной системе налогообложения. Изначально правительство предлагало резко — с 60 млн до 10 млн рублей — снизить порог выручки бизнеса на «упрощенке», с которого уплата НДС становится обязательной. Это вызвало бурные возражения ряда крупных бизнес-объединений, которые указывали на то, что вследствие новации многим предприятиям придется уйти в тень или закрыться.

В итоге в начале ноября правительство подготовило поправки в законопроект, согласно которым порог выручки компаний на УСН с обязанностью уплачивать НДС будет снижаться постепенно — до 20 млн в 2026-м, до 15 млн — в 2027-м и до 10 млн — в 2028-м. По оценке «ОПОРЫ РОССИИ», если планка годового дохода по НДС на УСН в 10 млн рублей затрагивает более 700 000 предприятий, то планка в 20 млн рублей — примерно вдвое меньше, порядка 320 000.

По действующему законодательству бизнес на «упрощенке» с годовым доходом ниже 250 млн рублей платит НДС по ставке 5%, с выручкой свыше этой суммы — по ставке 7%. В «ОПОРЕ РОССИИ» считают, что если микрокомпании с доходом ниже 20 млн рублей будут облагаться НДС по ставке 5%, избежать «негативных социально-экономических последствий» не удастся. В письме Организации также отмечается, что вместе с НДС предприниматели продолжат уплачивать налог в связи с использованием УСН: по ставке 6%, если объект налогообложения — доходы, и 15% — если доходы, уменьшенные на сумму расходов. Например, налогоплательщики, выбравшие УСН «доходы», в общем будут уплачивать 11%-ный оборотный налог. «Такая налоговая нагрузка существенно превышает среднюю налоговую нагрузку у крупных компаний», — говорится в документе.

Предложения «ОПОРЫ РОССИИ» по смягчению налоговой нагрузки на микробизнес — это попытка найти компромисс между интересами бюджета и реальными возможностями малых компаний, говорит член Экспертного совета по развитию цифровой экономики при Комитете по экономической‌ политике Госдумы Валерий Тумин. По данным Минэкономразвития, сейчас в стране более 6,7 млн субъектов малого и среднего бизнеса (МСП), и почти 96% из них — это именно микробизнес, отметил эксперт. По мнению спикера, если предложения будут реализованы, бизнес получит передышку для адаптации, а бюджет — более предсказуемые поступления без резкого выпадения доходов из-за закрытий компаний или ухода в тень.

Если не учесть предложение, для низкомаржинального микробизнеса повышенная налоговая нагрузка может стать критичным ударом, это ослабит малый бизнес и негативно скажется на экономике в целом, полагает кандидат юридических наук, председатель московской коллегии адвокатов «Фокин и Партнеры» Владимир Фокин. «Часто маржа у налогоплательщиков на УСН небольшая и даже незначительное изменение ставки может быть чувствительно», — согласна директор налоговой практики ТеДо Наталия Угарова.

По словам Угаровой, между налогообложением доходов и налогообложением «доходы минус расходы» бизнес на практике часто выбирает первое — не только в силу простоты этого подхода, но и из-за ограниченности перечня расходов, которые можно учесть. Поэтому, если новые правила позволят малым компаниям добавить к вычитаемым различные прочие расходы — при экономической обоснованности, то бизнесу будет проще выбирать между системами, считает Угарова.

Сейчас перечень расходов по объекту «доходы минус расходы» закреплен в статье 346.16 Налогового кодекса (НК РФ) и является закрытым. То есть все, что прямо не названо, учитывать нельзя, даже если затрата экономически обоснована и документально подтверждена, пояснила руководитель исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право», доцент ГАУГН (при РАН) Венера Шайдуллина. На общей системе действует противоположный принцип: налогоплательщик вправе учитывать все обоснованные расходы, кроме специально запрещенных. В результате целый ряд типичных для малого бизнеса расходов на УСН попадает в «серую зону» — например, маркетинг, продвижение в интернете, услуги по сопровождению IT-систем, часть консультационных услуг, обучение персонала, сервисы и подписки, связанные с цифровой инфраструктурой, говорит она. Включение фактически необходимых расходов позволило бы приблизить налоговую базу к реальному финансовому результату, уверен член совета Московского регионального отделения (МРО) «Деловая Россия» Андрей Глушкин. Сегодня бизнес-процессы изменились, структура затрат стала сложнее, и сохранение узкого набора допустимых расходов снижает эффективность режима, добавил спикер.

По мнению Венеры Шайдуллиной, нужно максимально сближать режим налогообложения по принципу «доходы минус расходы» с логикой налога на прибыль: то есть не изобретать отдельные наборы расходов, а отсылать к общим принципам экономической обоснованности и документального подтверждения, оставляя лишь ряд специальных исключений и ограничений для упрощенцев. В ближайшее время следует точечно дополнить действующий закрытый перечень за счет категорий, критичных для современного малого бизнеса, считает эксперт.

Поскольку речь идет об упрощенной системе, изначально предполагалось, что все расходы, указанные в закрытом перечне, принимаются по умолчанию — просто потому что они фактически совершены, отметил партнер «МЭФ Legal» Вадим Зарипов. Однако затем судебная практика распространила на них требование статьи 252 НК РФ о необходимости подтверждения налогоплательщиком их обоснованности. Поэтому теперь можно предусмотреть закрытый перечень расходов, которые будут приниматься только в силу подтвержденного факта совершения расходов, а все остальные будут учитываться, если налогоплательщик подтвердил обоснованность, полагает эксперт.

Источник: Forbes
Фото: Сергея Мальгавко / ТАСС

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»