en

Новости

06 Сентября 2024

Выйти из «красной зоны»: Банк России разработал порядок для обжалования присвоенной бизнесу категории риска

Предприниматели смогут оспорить присвоение банком высокой категории риска совершения подозрительных операций напрямую в Банке России. Сейчас процедура обжалования предполагает подачу обращения в межведомственную комиссию при регуляторе. По плану ЦБ, новый порядок заработает уже с 1 октября. В статье рассказываем, как подать обращение по новым правилам, как быстро его рассмотрит Банк России, а в каком случае жалобу оставят без ответа.


Платформа «Знай своего клиента», запущенная Банком России два года назад, работает по принципу светофора. На основе анализа операций, налоговой нагрузки и других сведений регулятор присваивает предпринимателям уровень риска проведения операций: высокий — красный, средний — жёлтый, низкий — зелёный. Перечень всех критериев, по которым регулятор оценивает бизнес есть на сайте ЦБ. При этом окончательное решение о том, к какой группе относится предприниматель, выносит обслуживающий его банк. Как правило, кредитные организации соглашаются с оценкой регулятора.

Чем грозит попадание в «красную зону»?

Банк должен предупредить клиента об ограничительных мерах из-за высокой степени риска. «Красным» предпринимателям кредитная организация отключает дистанционное обслуживание и блокирует карты. Также деньги на счетах будут заморожены, бизнесу запретят проводить почти все операции. Список исключений прописан в пункте 6 статьи 7.7. Федеральный закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Например, разрешены будут:

  • уплата налогов;
  • выплата зарплаты;
  • снятие и перевод денег для обеспечения жизненных расходов ИП и его семьи до 30 тыс. рублей в месяц на человека.

Как снизить риски ограничений?

Чтобы минимизировать шансы попадания в «красную зону», Банк России рекомендует:

  • своевременно информировать банк и налоговую об изменениях в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • подробно заполнять платежные документы;
  • оперативно представлять документы по запросу банка;
  • избегать дробления бизнеса;
  • сократить расходы наличными и не снимать их в большом объеме;
  • проверять контрагентов;
  • вести мониторинг поступающей корреспонденции;
  • своевременно представлять отчетность и платить налоги.

Как обжаловать решение банка?

Для предпринимателей предусмотрели два варианта, как подать заявление о пересмотре высокой степени риска, — на бумаге или через интернет-приемную на сайте Банка России. Обращение может подписать уполномоченный представитель заявителя с доверенностью.

Ответить на обращение Банк России должен не позднее 15 рабочих дней с момента получения заявления.

Что написать в жалобе?

Банк России установил требования, какую информацию необходимо указать в жалобе. Так, помимо общей информации о предпринимателе, среди прочего надо сообщить:

  • мотивы несогласия с категорией риска;
  • информацию о производственных, складских и иных помещениях;
  • о трех крупнейших контрагентах по зачислению и списанию денег со счета заявителя;
  • показатели финансовой отчетности.

Сведения можно не отражать, если они есть в соглашениях, договорах и других документах, которые заявитель приложил к жалобе. Потребуется также предоставить бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за последний истекший год и т.д.

Когда ЦБ откажется рассматривать обращение?

В отдельных случаях Банк России вправе оставить без рассмотрения заявку об изменении степени риска. При этом ЦБ должен сообщить об этом в течение 15 рабочих дней и указать причину отказа. Например, жалобу не рассмотрят, если:

  • текст не удается прочитать или непонятна его суть;
  • заявление содержит нецензурные или оскорбительные выражения;
  • приведены недостоверные сведения о заявителе;
  • Банк России уже ранее отказал в изменении степени риска по аналогичной жалобе.
Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»