en

Новости

Руководство «ОПОРЫ РОССИИ» встретилось с предпринимателями Дальнего Востока

18 мая состоялась встреча руководства «ОПОРЫ РОССИИ» с активом Хабаровского регионального отделения. Участие в мероприятии приняли Исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Шубин, Первый заместитель Исполнительного директора, руководитель отдела регионального развития Олеся Дерябина, член Правления «ОПОРЫ РОССИИ», Председатель Хабаровского регионального отделения Сергей Мазунин, депутат Государственной Думы Борис Гладких, а также представители других дальневосточных отделений «ОПОРЫ РОССИИ».


В ходе обсуждения представители Хабаровской «ОПОРЫ РОССИИ» подняли ключевые вопросы, затрагивающие интересы бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне.

Освоение острова Большой Уссурийский

В первую очередь предприниматели обратили внимание на взаимодействие «ОПОРЫ РОССИИ» и Правительства Хабаровского края по реализации мастер-плана острова Большой Уссурийский.

Председатель Комитета по содействию трансграничным проектам Хабаровской «ОПОРЫ РОССИИ» Виктор Руденок рассказал о том, что после демаркации российско-китайской границы в 2008 году Москва и Пекин договорились о совместном освоении острова Большой Уссурийский.

Однако, несмотря на подписанные соглашения и многочисленные инициативы Хабаровского края (туристические кластеры, парки аттракционов), ни один проект на российской части острова не был реализован. В то же время китайская сторона успешно развивает свою территорию, построив туристический комплекс и природный заповедник.

В настоящее время Хабаровский край при участии «ОПОРЫ РОССИИ» разрабатывает новую концепцию, но ее содержание и сроки утверждения остаются неясными, что вызывает скепсис у потенциальных инвесторов.

Ключевой текущий проект — создание грузопассажирского пункта пропуска, согласованного в 2024 году. Строительство уже началось, однако, для успешной его реализации требуется усиленный контроль на федеральном уровне, включение представителей бизнеса в рабочие группы и оперативное решение административных вопросов. Без этого возможны задержки, которые подорвут доверие инвесторов и замедлят интеграцию острова в экономику Дальнего Востока.

Развитие грузовых и пассажирских речных перевозок

Председатель Комитета по морским и речным перевозкам Хабаровской «ОПОРЫ РОССИИ» Валентин Лоскутов в своем выступлении поднял вопрос о речных перевозках. По его словам, река Амур — важная транспортная артерия и туристическая достопримечательность Хабаровского края, но ее потенциал раскрыт не полностью. Несмотря на то, что более половины населения региона пользуется водным транспортом, инфраструктура требует модернизации.

Открытие пограничного перехода на Большом Уссурийском острове может стимулировать развитие круизного туризма. При этом существующие суда, такие как «70 лет Победы», нуждаются в оборудованных причалах и дополнительных сервисах. В связи с этим предлагается альтернативное решение — создание сети плавучих гостиниц, заправочных станций и ресторанов вдоль Амура. Это не только повысит привлекательность круизов, но и поддержит маломерное судоходство, рыбопромышленный сектор и экономику прибрежных поселений.

Однако вопросы судостроения, логистики и инфраструктуры требуют согласования между региональными и федеральными структурами, особенно на фоне растущего интереса к российско-китайскому сотрудничеству в сфере речного судоходства.

Для решения этих задач было предложено создать федеральный Комитет, который объединит усилия всех заинтересованных сторон и обеспечит комплексное развитие Амура как транспортного и туристического кластера.

Промышленная добыча торфа и производство органических субстратов, улучшителей почвы и жидких комплексных удобрений

Заместитель Председатель Хабаровской «ОПОРЫ РОССИИ», Председатель Комитета по природным ресурсам реготделения Александр Тимофеев рассказал, что китайская программа по повышению почвенного плодородия создает значительный спрос на торф и продукты его переработки, открывая перспективы для развития новой отрасли в Хабаровском крае.

При этом, существующее регулирование создает серьезные барьеры: добыча торфа требует участия в аукционах, в отличие от лесных проектов, а таможенное и статистическое оформление не учитывает переработанную продукцию, лишая ее возможных субсидий. Кроме того, оборудование для добычи и переработки торфа производится в ограниченных объемах за пределами региона, что усложняет масштабирование производства.

Для решения этих проблем Александр Тимофеев предложил рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство, включая пересмотр таможенных кодов и условий лицензирования, чтобы стимулировать глубокую переработку торфа. Локализация производства оборудования в Хабаровском крае, а также дифференциация пошлин на сырой и переработанный торф помогут создать устойчивую отрасль с высокой добавленной стоимостью. Эти меры позволят региону занять перспективную нишу на растущем китайском рынке.

Заготовка и переработка березового сока

Председатель Комитета по использованию недревесных ресурсов леса Хабаровской «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Захаренков обратил внимание на то, что действующие Правила заготовки пищевых лесных ресурсов (п. 16) запрещают сбор березового сока на участках, где не планируются рубки в ближайшие 5 лет или где лесозаготовка уже завершена.

Такой подход исключает возможность легального сбора сока на большей части лесных территорий, включая неарендованные участки и зоны после выборочных рубок. Это противоречит принципу многоцелевого использования лесов и фактически делает нарушителями даже тех, кто собирает сок для личных нужд.

Для решения проблемы необходимо скорректировать нормативные акты, разрешив заготовку сока без привязки к планам рубок, либо ввести упрощенный порядок доступа к ресурсу. Это позволит развивать лесное предпринимательство и сохранить традиционный промысел без ущерба для экологии.

Вопросы по закупкам, рекламе, работе Арбитражного суда г. Москвы

Заместитель директора по работе с персоналом, комплексной безопасности и административно-хозяйственного обеспечения ООО «Таргет Медикал» Наталья Кузенко подняла ряд вопросов, касающихся госзакупок, рекламы, взаимодействия с Арбитражным судом г. Москвы, а также сервисами по подбору персонала.

В сфере госзакупок требование указывать только одну страну происхождения товара создает сложности для поставщиков медицинских изделий, чье производство часто распределено между несколькими странами, что отражено в регистрационных удостоверениях. Это приводит к рискам отказа в приемке качественного товара, соответствующего всем требованиям. Параллельно наблюдается проблема необоснованного расширения понятия «реклама». УФАС может признать таковой даже бесплатные упоминания в соцсетях, хотя Налоговый кодекс РФ предусматривает сбор только с платных рекламных доходов.

По словам Натальи Кузенко, особую остроту приобретает вопрос ограничения доступа к правосудию — Арбитражный суды Москвы и Арбитражный суд 9-го апелляционного округа крайне редко удовлетворяют ходатайства о видеоконференцсвязи, проводя онлайн-заседания лишь раз в неделю. Тем самым создаются неравные условия для региональных предпринимателей.

Кроме того, монопольное положение сервисов по подбору персонала (hh.ru и SuperJob) позволяет кандидатам оставлять непроверенные отзывы о работодателях, нанося ущерб их деловой репутации, при этом компании лишены возможности давать ответные отзывы о соискателях. Эти системные проблемы требуют комплексного межведомственного решения.

Практика Росприроднадзора по применению штрафных санкций вместо предупредительных мер

Несмотря на заявленный приоритет профилактических мер над карательными, на практике бизнес продолжает сталкиваться с несоразмерными санкциями со стороны контролирующих органов. На эту ситуацию во время встречи с руководством «ОПОРЫ РОССИИ» обратила руководитель Бюро по надзору за нарушениями прав предпринимателей и инвесторов Хабаровского реготделения Анастасия Балуева.

Как заметила эксперт, особую озабоченность вызывает деятельность Росприроднадзора, который регулярно выписывает предприятиям крупные штрафы за нарушения, носящие явные признаки малозначительности — без причинения вреда окружающей среде, государству или гражданам. Яркий пример — штрафы в сотни тысяч рублей за неуплату экологического сбора, который сам по себе может быть в разы меньше суммы наказания, что прямо противоречит принципам соразмерности, закрепленным в КоАП РФ и разъяснениям высших судов.

Сложившаяся практика не только создает избыточную нагрузку на бизнес, но и негативно влияет на инвестиционный климат, ухудшая позиции регионов в Национальном рейтинге. При этом, как показывают данные из разных регионов, проблема носит системный характер и связана с позицией центрального аппарата Росприроднадзора.

Вместо использования предусмотренных законом возможностей для вынесения предупреждений (особенно за первичные нарушения без последствий), ведомство продолжает применять максимально жесткие санкции, игнорируя как нормы КоАП о малозначительности, так и рекомендации Конституционного и Верховного судов о необходимости учитывать конкретные обстоятельства каждого нарушения.

Привлечение к административной ответственности на этапе проведения выездного категорирования на объекте собственника

Проблема, о которой рассказала Председатель Комитета по антитеррористической защищенности объектов Хабаровской «ОПОРЫ РОССИИ» Виктория Бекер, заключается в несовершенстве процедуры привлечения к административной ответственности в ходе выездного категорирования объектов.

В рамках обследования объекта представители Росгвардии выявляют нарушения сроков проведения категорирования или актуализации паспорта безопасности и составляют сразу два протокола об административном правонарушении по статье 20.35 КоАП РФ — на должностное и юридическое лицо. При этом сама процедура проводится по инициативе правообладателя, который добровольно приглашает комиссию для оценки безопасности объекта.

Особую сложность вызывает тот факт, что действующая редакция статьи 20.35 КоАП РФ не предусматривает возможность вынесения предупреждения как альтернативы штрафу. Кроме того, нормы статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене штрафа предупреждением не могут быть применены, так как нарушение выявляется не в ходе государственного контроля, а в процессе добровольного категорирования.

Это создает парадоксальную ситуацию, когда собственник, проявляя инициативу по обеспечению безопасности, автоматически попадает под административную ответственность с назначением существенных штрафных санкций, без учета добровольного характера проведения проверки.

Предложения по совершенствованию налогового законодательства РФ

Член Отделения, Директор ООО «Приамурская Консалтинговая Компания» Владимир Мазнев обратил внимание на обвинительный уклон текущего КоАП РФ, что приводит к нарушению принципов правосудия, таких как презумпция невиновности, неравенство сторон и формализм процедур. В результате чего подрывает доверие к правосудию и создает условия для злоупотреблений.

Предложения по реформе включают расширение гарантий защиты, усиление презумпции невиновности, введение протоколирования процесса рассмотрения протоколов об административных правонарушениях и установление четких критериев оценки доказательств.

В свою очередь Председатель Комитета по аудиту и финансово-правовому консалтингу Хабаровской «ОПОРЫ РОССИИ» Анна Задубровская рассказала, что в настоящее время ставки пеней по налогам в России достигают чрезмерно высоких значений — от 25,55% до 51% годовых, поскольку привязаны к ключевой ставке ЦБ РФ. Для организаций в первые 30 дней просрочки применяется ставка 1/300 ключевой ставки (25,55% годовых), с 31-го по 90-й день — 1/150 (51,1%), а с 91-го дня — снова 1/300. Для физических лиц и ИП ставка фиксирована — 1/300.

В условиях, когда налоговые проверки могут охватывать периоды в 2-3 года, а их проведение занимает несколько месяцев, начисленные пени нередко становятся сопоставимыми с самой суммой налога. При этом Налоговый кодекс не предусматривает механизма снижения пеней, в отличие от штрафов, которые могут быть уменьшены при наличии смягчающих обстоятельств.

Учитывая значительное увеличение налоговой нагрузки с 2025 года, а также сложную экономическую ситуацию (высокие кредитные ставки, логистические проблемы, ограничения трансграничных платежей), необходимо реформировать систему начисления пеней.

В качестве решений предлагается:

  • Ввести в НК РФ механизм снижения размера пеней по аналогии со штрафами;
  • Установить пониженные ставки пеней при ключевой ставке ЦБ выше 15%;
  • Закрепить мораторий на повышение налоговых ставок на ближайшие 3-5 лет, чтобы обеспечить бизнесу стабильность и возможность планирования.

Эти меры помогут снизить фискальную нагрузку на предприятия, поддержать деловую активность и создать более предсказуемые условия для ведения бизнеса в России.

«ОПОРА РОССИИ» продолжает работу по защите интересов предпринимателей и поиску решений для системных отраслевых проблем. Озвученные проблемы и инициативы будут проработаны и вынесены на обсуждение с профильными ведомствами

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»