en

Новости

В России не хватает автомехаников: кто ремонтирует машины и как

В Комитете «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса рассказали о нехватке квалифицированных автомехаников в стране. Автобизнесу приходится самому обучать кадры, но для этого ему необходима господдержка. Качество ремонта активного автопарка влияет на безопасность транспортных средств и автовладельцев, отметили эксперты. Заместитель Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса по вопросам независимых автосервисов, председатель РАСТО Ольга Селезнёва сообщила, что профессия автомеханика проигрывает на рынке труда маркетплейсам и службам доставки и уходит в «серую» зону. В компании «ЕвроАвто» подтвердили сложную ситуацию с автомеханиками.


В России ежегодно не хватает около 100 тысяч квалифицированных автомехаников, рассказал «Московской газете» координатор Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса Максим Катаев.

«По этому поводу в парламенте проведено совместное заседание Комитета Госдумы по молодёжной политике и Комитета “ОПОРЫ РОССИИ” по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса. На заседании мы обуславливали, что по экспертным оценкам для обслуживания активного парка транспортных средств в стране необходимо около 500 тысяч автомехаников. Ежегодно из колледжей выходит примерно 120 тысяч профильных выпускников. К сожалению, сегодня официальный учет трудоустройства по специальности не ведется. Государство дает только общее количество трудоустроенных после обучения выпускников. По самым оптимистичным оценкам в отрасли остается около 50 тысяч молодых ребят. Причины ухода могут быть самыми разными и это отдельная большая тема, которую мы также планируем подробно изучить. Вместе с тем работодатели говорят о ежегодной потребности в автомеханиках ориентировочно в 150 тысяч человек. И получается, что каждый год рынку не хватает 100 тысяч квалифицированных сотрудников», — поделился Максим Катаев.

Практика показывает: чтобы получить после окончания колледжа готового специалиста, необходимо выстроить механизм взаимодействия колледжа с работодателем на системной основе, отметил предприниматель.

Максим Катаев обратил внимание, что сегодня для решения этого вопроса реализуется государственная программа “Профессионалитет”, предполагающая создание образовательно-производственных кластеров через связку колледж-работодатель, финансирование которых выстроено за счет государственной грантовой поддержки и частичном участии в формировании проектного бюджета от бизнеса. Выделенные средства идут на модернизацию материально-технической базы, переподготовку преподавательского состава, актуализацию образовательных программ под современные требования рынка труда и прочее. Но, как показывает опыт, в ней принимают участие только крупные компании с государственным присутствием. А автосервисы — это преимущественно малые предприятия. Им не потянуть выставленные программой условия. Однако в ряде регионов существуют успешные отраслевые практики, где лидеры рынка внедряются в процесс обучения студентов, предоставляя колледжу собственные производственные мощности для проведения практических занятий и обеспечивая студентов опытными наставниками, что позволяет реализовать максимально эффективный подход. Более того, есть и те, кто получает образовательную лицензию и, создавая у себя на предприятии учебно-производственные центры, при согласовании с учебным заведением берут на себя функции образовательного соисполнителя в части теоретических знаний по специальным предметам и практической подготовки на производстве.

«Мы полагаем, что для масштабирования успешного предпринимательского опыта нужно сформировать соответствующие условия для бизнеса. Тогда работодатели смогут полномасштабно включиться в этот процесс, что позволит распространить подобные практики на все регионы страны и, что самое главное, быстро и качественно обеспечить отрасль нужным количеством квалифицированных специалистов. Поэтому мы выдвинули инициативу, в рамках которой в регионах могли бы появиться институты (кластеры) взаимосвязи между региональными органами власти, средними профессиональными учреждениями и субъектами МСП. Надеемся, что проделанная работа совместно с Комитетом Госдумы по молодежной политике и другими представителями депутатского корпуса примет конкретные очертания и позволит выйти на конструктивный диалог с профильными органами исполнительной власти», — рассказал Максим Катаев.

Стоит отметить, что от качества ремонта зависит эксплуатационная безопасность транспортного средства, которая должна обеспечивать безотказную работу всех систем автомобиля, отметил Максим Катаев.

«На государственном уровне Госавтоинспекцией ведется статистика ДТП, в том числе по причине технической неисправности автомобилей. К ней обращаются, когда необходимо понять общую картину влияния технического состояния транспортных средств в стране на дорожную безопасность. До недавнего времени в официальных источникам мы могли увидеть данный показатель в пределах от 10 до 12%. Почему сейчас цифра фигурирует в районе 1%, нам неизвестно. Тем более, что ежегодно наблюдается тенденция к старению автопарка. Возможно, все зависит от той методики, которая используется при расчетах. Причина ДТП может быть основная и сопутствующая, в которую как раз может входить техническая неисправность. Отражается ли это в статистике, это вопрос к ГАИ. В то же время надо понимать, что тяжесть последствий при таких ДТП находится на высоком уровне», — рассказал эксперт.

Сегодня профессиональное образование в России практически умерло, отметила Ольга Селезнёва.

«В рамках той материально-технической базы, которая сейчас есть, подготовить молодого специалиста и заинтересовать его профессией не представляется возможным. Программа “Профессионалитет” эффективна только для очень крупного бизнеса. Малый бизнес не готов инвестировать в обучение сотрудников. Мы готовы заниматься подготовкой кадров, брать студентов со второго курса колледжа и доучивать у себя, но для этого должна действовать система мотивации предпринимателей. На данный момент в России всего 2 кластера, имеющих статус подготовки кадров автомехаников — Волгоград и Бурятия. В отрасли не хватает около 100 тысяч специалистов ежегодно. По специальности работают немногие выпускники колледжей. При этом автомобильная отрасль является кровеносной для экономики страны. О сложившейся ситуации нам сообщали в разных регионах — в Ростовской, Тверской, Омской областях, Подмосковье», — пояснила Ольга Селезнёва.

Рынок самозанятых обрушил бизнес авторемонта, продолжила эксперт.

«Автомеханикам выгодно работать на себя в “серой” зоне и не платить налоги. Но добросовестных предпринимателей эта ситуация не может устроить. Для нас очевидно, что команда самозанятых не должна заниматься ремонтом и техобслуживанием транспортных средств. Как проконтролировать качество такой деятельности? Соблюдается ли здесь технология ремонта транспортного средства от производителя или альтернативная методология? Каково качество такого ремонта: домкраты, обслуживание оборудования, утилизация отходов, соблюдение кассового режима? При этом многие специалисты-диагносты транспортных средств сохранили за собой доступ к соответствующим ресурсам в таких вопросах, как тюнинг автомобиля, отключение электронных блоков управления и т.д., и просто «загребают жар» в «серой» зоне, зарабатывая по 500 тысяч рублей в месяц, не платя налоги и все деньги забирая себе, кроме того, что уходит на коммунальные платежи», — рассказала Ольга Селезнёва.

По оценкам председателя РАСТО, зарплата автомеханика в России — от 150 тысяч рублей и выше.

«Но она может быть и ещё больше, если государство поддержит добросовестных предпринимателей, что, кстати говоря, позволит государству получать с выросших зарплат автомехаников налоги. У нас студент, отучившийся 1 год, уже выходит на зарплату в 90 тысяч рублей. Зарплата маляра или кузовщика — 250-300 тысяч. Молодежь предпочитает зарабатывать в маркетплейсах и доставке. Не хотелось бы, чтобы в стране наступила ситуация, когда ни хлеб испечь хорошо не могут, ни волосы подстричь, ни рубашку сшить, ни тем более отремонтировать автомобиль, а человек труда не представляет никакой ценности», — заключила Ольга Селезнёва.

Ситуация с автомеханиками в России действительно сложная, рассказала руководитель отдела рекрутинга «ЕвроАвто» Анастасия Косарева.

Если раньше мы конкурировали за персонал исключительно внутри автомобильной сферы, то на сегодняшний день конкуренция возросла: по нашим наблюдениям большая часть специалистов уходит в те индустрии, которые активно захватывают все категории персонала. Уходят в курьеры, на заводы, легко меняя свою привычную сферу деятельности. Выбирая более легкую, но при этом высокооплачиваемую работу. Профессия автомеханик перестала быть такой популярной особенно среди молодежи, и связано это с тем, что она, конечно, не простая.

«Чтобы стать хорошим профессиональным автомехаником, человеку нужно учиться даже после колледжа год или два у опытного наставника. Автомобили сейчас настолько сложные, что профессиональный механик — это практически инженер – специалист высокого уровня. Особенно, если мы говорим про сервисы мультибрендовые. Сейчас на рынке появляются электромобили и новые бренды, активно меняется модельный ряд. Автомеханик должен обладать огромным количеством знаний об автомобиле. Кроме того, он должен уметь найти нужную информацию в программах и грамотно применить её в работе. Молодежь, зная, что путь автомеханика — не самый быстрый, часто выбирает профессию, где можно гораздо быстрее заработать. Однако хороший автомеханик, если он преодолеет эти год-два непрерывной практики, действительно сможет зарабатывать достойно и всегда быть востребованным. Если говорить про уровень заработка у автомеханика, это, наверное, одна из самых высокооплачиваемых специальностей наряду с ИТ», — объяснила Анастасия Косарева.

Источник: Московская газета

Фото: Freepik

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»