en

Новости

Профильная Комиссия «ОПОРЫ РОССИИ» совместно с Ассоциацией «Клуб инвесторов в историческую недвижимость» представили предложения по реформированию сферы сохранения наследия и вовлечению объектов культурного наследия в экономический оборот

28 февраля в Государственной Думе состоялся круглый стол фракции «НОВЫЕ ЛЮДИ» на тему «Бизнес и культурное наследие. Создание условий для включения объектов культурного наследия в экономику региона».


В круглом столе приняли участие руководитель фракции «НОВЫЕ ЛЮДИ» в Государственной Думе Алексей Нечаев, заместитель Председателя Государственной Думы, первый заместитель руководителя фракции «НОВЫЕ ЛЮДИ» Владислав Даванков, председатель Комитета Государственной Думы по культуре Ольга Казакова, член Комиссии Государственной Думы по обеспечению жилищных прав граждан Оксана Дмитриева, представители Минкультуры России, Агентства стратегических инициатив, АО «ДОМ.РФ», президент Ассоциации «Клуб инвесторов в историческую недвижимость» Евгений Инджгия, председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие, старший вице-президент Ассоциации «Клуб инвесторов в историческую недвижимость» Татьяна Львова, а также представители бизнеса и экспертного сообщества.

Татьяна Львова выступила с предложениями по ключевым направлениям реформирования сферы сохранения наследия и вовлечению объектов культурного наследия в экономический оборот. Предложения, включающие 25 пунктов, представлены в проекте резолюции круглого стола. Кроме того, обращения с данными предложениями направлены в органы власти.

«Для формирования рынка исторической недвижимости требуется создание дополнительного правового регулирования, регламентирующего инвестиционную составляющую сохранения наследия и вовлечения объектов культурного наследия в экономический оборот, что позволит не только спасти памятники архитектуры, но и эффективно их использовать с сохранением традиционных культурно-нравственных ценностей, внедрить механизмы управления и развития исторической среды как ресурса для развития туризма и городской экономики», — отметила Татьяна Львова.

Ключевые реформы, предлагаемые «ОПОРОЙ РОССИИ» совместно с Ассоциацией «Клуб инвесторов в историческую недвижимость» по направлению «Формирование экономики исторической недвижимости как отдельного отраслевого направления», заключаются в следующем:

1. Разработать и внести в Государственную Думу Российской Федерации Федеральный закон «О развитии экономики исторической недвижимости в Российской Федерации» в целях определения статуса экономики исторической недвижимости как самостоятельного отраслевого направления, создания отраслевых инструментов и формирования рынка исторической недвижимости в России.

2. Ввести в «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) изменения, связанные с введением деятельности по управлению и инвестированию в объекты культурного наследия.

3. При участии представителей общественных объединений разработать дополнительные меры поддержки инвесторов в историческую недвижимость, основанные на дифференцированном подходе в зависимости от инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия, приобретаемых инвесторами в собственность или аренду.

4. Для финансирования объектов культурного наследия с низкой инвестиционной привлекательностью, а также финансирования отдельных архитектурных элементов, не подлежащих коммерциализации, рассмотреть возможность создания государственного фонда, выделяющего гранты на конкурсной основе инвесторам и иным лицам (заявителям) для реализации проектов по сохранению объектов культурного наследия.

5. Внести изменения в программу льготного кредитования проектов по сохранению объектов культурного наследия, реализуемую АО «ДОМ.РФ» и Минкультуры России, снизив льготную процентную ставку до 4%. Увеличить количество объектов на портале наследие.дом.рф до 9 тыс. ОКН, произведя их отбор совместно с общественными объединениями, а также отразить на портале наследие.дом.рф меры региональной поддержки, применимые к каждому объекту культурного наследия.

6. Учесть в едином ресурсе для мониторинга объектов культурного наследия, создание которого предусмотрено проектом федерального закона № 840194-8, необходимость синхронизации данных Минкультуры России и Росреестра, с целью формирования аналитики о количестве объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, по видам собственности: собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации, собственность органов местного самоуправления, многоквартирные дома, частная собственность и другие категории.

7. Сформировать планы (правообладателей объектов культурного наследия) – Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и других категорий собственников по приведению в удовлетворительное состояние объектов культурного наследия с разбивкой на этапы: 5, 10 15 лет и процентными показателями, в том числе по передаче части объектов культурного наследия инвесторам (по основаниям: приватизация, аренда, концессия).

8. Определить федеральный орган исполнительной власти, который выйдет на ведущую роль при реализации планов, указанных в пункте 7, привлечении частных инвестиций в объекты культурного наследия, а также структуры в системе региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, с нормативным закреплением их статуса, полномочий и иерархии подведомственности.

9. Утвердить Стандарт по сохранению и вовлечению в экономический оборот объектов культурного наследия с учетом реализации пилотного проекта в рамках Стратегической федеральной общественной инициативы «Разработка и внедрение региональных стандартов сохранения наследия».

10. Разработать и утвердить методику оценки влияния объектов культурного наследия на экономику города и региона.

11. Внести изменения в законодательство РФ, предусматривающие механизм зачета произведённых затрат в выкупную стоимость для объектов культурного наследия, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, выкупаемых (приватизируемых) арендаторами — субъектами малого и среднего предпринимательства по преимущественному праву (в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ).

Ключевые инициативы, предлагаемые «ОПОРОЙ РОССИИ», включают также предложения по следующим направлениям:

- «Расселение и передача инвесторам многоквартирных домов, являющихся объектами исторической среды и признанных аварийными»:

- «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами исторической среды и не признанных аварийными»:

- «Устранение избыточных требований к проведению работ по сохранению ОКН и к их вовлечению в хозяйственный оборот»:

Архитектор, советник Губернатора Астраханской области, со-руководитель Стратегической федеральной общественной инициативы «Разработка и внедрение региональных стандартов сохранения наследия» Евгения Муринец выступила в продолжение доклада Главы Астраханской области Игоря Бабушкина в части необходимости разработки отдельной федеральной программы по сохранению многоквартирных домов-памятников.

Астрахань крайне в этом нуждается, поскольку существенная часть многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия (примерно четыреста), находятся в Астрахани в плотной концентрации в самом сердце города, создавая этим неповторимую среду купеческой Астрахани XIX века. Вместе с тем, в силу своей ветхости эти здания остаются за бортом гигантского туристического, культурного, экономического потенциала, которым обладает регион. Данное предложение поддерживается Комиссией «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие, и Ассоциацией «Клуб инвесторов в историческую недвижимость». Евгения Муринец выразила надежду на поддержку в данном вопросе федеральных органов власти.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»