Нацпроект по экономике потребует 2 трлн рублей внебюджетных средств
Власти определились с финансированием нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» — на его реализацию понадобится 2,7 трлн руб. до 2030 г. При этом большую часть этой суммы – 2,023 трлн руб. – правительство планирует привлечь из внебюджетных источников. Из федерального бюджета понадобится 708,5 млрд руб., из бюджетов субъектов – 62,8 млрд руб. Это следует из материалов к нацпроекту. Представитель Минфина подтвердил объемы финансирования из федерального бюджета. В состав нацпроекта предлагается включить семь федеральных проектов – это поддержка малого и среднего предпринимательства, производительность труда, повышение инвестактивности, низкоуглеродная повестка, развитие финрынка, конкуренции, а также проект «Технологии».
С момента формирования первой версии нацпроекта менялось как сущностное наполнение – по составу федеральных проектов, так и финансовое – по объему средств и их источникам. Например, в июле предполагалось, что на его реализацию понадобится 1,9 трлн руб. в базовом (максимальном) сценарии, из которых около 1 трлн руб. – это средства федерального бюджета, а 536 млрд руб. – финансирование из региональных бюджетов. Тогда предполагалось, что в него войдут пять федпроектов – МСП, производительность труда, рост инвестиционной активности, низкоуглеродное развитие и совершенствование государственной системы статистики и прогнозирования. В августе планировалось привлечь на нацпроект 2,7 трлн руб. В то же время увеличилось количество федпроектов – до восьми (появились четыре новых – по технологиям, технологической инициативе, развитию финрынка, конкуренции, а проект по статистике исключили). В октябрьской версии предлагалось уменьшить финансирование до 1,7 трлн руб., а количество проектов – до семи.
Текущую конфигурацию нацпроекта можно назвать финальной – межведомственное согласование прошло, говорит источник, близкий к обсуждению документа. В ноябре ведомства должны финализировать паспорта нацпроектов, чтобы до конца года представить их совету при президенте.
«Ведомости» отправили запросы представителю вице-премьера Александра Новака (куратор нацпроекта).
Сейчас паспорт нацпроекта находится на рассмотрении проектного комитета, сообщил «Ведомостям» представитель Минэка. Финальное решение по мероприятиям и финансированию будет принято на президиуме Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам, добавил он.
Наполнение нацпроекта
Самый дорогой федеральный проект в составе нацпроекта – «Повышение инвестиционной активности» – предполагает финансирование в объеме 2,2 трлн руб. Он будет включать в себя возмещение регионам затрат на создание и реконструкцию инфраструктуры в особых экономических зонах (ОЭЗ), а также поддержку инвестпроектов за счет списания 2/3 задолженности субъектов по бюджетным кредитам, следует из материалов к нацпроекту. Прощение долга регионам должно принести им по 200 млрд руб. в год дополнительных доходов, отмечал президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию. Целью этого федпроекта стало увеличение инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% по сравнению с 2020 г.
В рамках этого проекта самым «дорогим» инструментом является механизм Фабрики проектного финансирования, сообщил представитель Минэка. Эта программа направлена на поддержку темпов роста инвестиций в российскую экономику с помощью набора работающих инструментов, которые позволяют инвесторам справиться с высокой стоимостью кредитных средств.
Второй по объему финансирования проект – «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». До 2030 г. на него планируется направить 330,2 млрд руб. В августе на него хотели потратить почти вдвое больше – 585 млрд руб., самым затратным мероприятием было субсидирование ставок по льготным кредитным программам.
В новой версии подразумевается выдача льготных кредитов для МСП (так называемая программа 1764), зонтичные поручительства (гарантии Корпорации МСП по кредитам), льготная финансовая поддержка по линии государственных МФО, привлечение инвестиций для растущих субъектов МСП, запуск комплексной системы поддержки МСП+ (бизнес, который вырос из лимитов малого и среднего. – «Ведомости»), следует из материалов. Как пояснил «Ведомостям» представитель Минфина, по программе 1764 планируется установить лимит в 100 млрд руб. нового кредитного портфеля ежегодно, такая же сумма предусмотрена по программе зонтичных поручительств. По данным Минфина, в проект федерального бюджета заложено обслуживание длящихся обязательств по программе (субсидирование ставок по уже выданным кредитам. – «Ведомости») в объеме 177,7 млрд руб. на 2025–2027 гг.
Другие федпроекты
На 3-м месте по объему финансирования федпроект «Технологии». На него предлагается выделить 154,7 млрд руб., следует из материалов. Этот проект предполагает поддержку малых технологических компаний, их встраивание в кооперационные цепочки крупного бизнеса. По этому проекту финансирование увеличилось по сравнению с августовской версией на 11% (тогда предполагалось 138,8 млрд руб.).
По этому направлению планируется обеспечение малых технологических компаний грантовым финансированием, льготными кредитами, предоставление инфраструктуры «Сколково» и «Сколтеха», стимулирование бизнес-ангелов инвестировать в технологические проекты, сообщил представитель Минэка.
На «Производительность труда» (в 2019–2024 гг. это отдельный нацпроект) предлагают выделить 32,5 млрд руб. Основное мероприятие по нему – это реинжиниринг бизнес-процессов на основе бережливого производства, а также повышение производительности труда в государственных учреждениях социальной сферы. Финансирование федпроекта сократилось по сравнению с августовской версией на 65% – тогда предполагалось выделить 49,4 млрд руб.
Проект «Низкоуглеродное развитие» профинансируют в объеме 1,5 млрд руб. Средства на его реализацию сократились существеннее всего – в 20 раз. В августе на него планировалось выделить 30,1 млрд руб. По этому направлению будут проведены научные исследования для анализа причин изменения климата и создания системы климатического мониторинга и прогнозирования состояния природных сред.
Федпроекты «Развитие финансового сектора» и «Развитие конкуренции» не предполагают финансирования, как и ранее. Они включают в себя регуляторные изменения. Например, для развития конкуренции будут созданы новые правила недискриминационного доступа на товарные рынки и усовершенствована процедура обязательных отраслевых торгов по реализации госимущества, следует из материалов. Ранее представитель ФАС рассказывал «Ведомостям», что ведомство предложило установить в качестве общественно значимого результата «рост уровня удовлетворенности предпринимателей и потребителей условиями функционирования товарных рынков».
Развитие финрынка предполагает создание условий для увеличения доли инвестпродуктов в сбережениях граждан, а также стимулов для публичных размещений компаний на фондовым рынке, следует из материалов. Как пояснил представитель Минфина, речь идет о совершенствовании нормативного правового регулирования по этому направлению, а также предполагаются меры нефинансового характера. «Сейчас идет работа по этому федпроекту. В основном документ объединит ряд инициатив для эффективного функционирования финансового рынка, основу которых составляют мероприятия, направленные на создание широкого доступа для потенциальных участников на рынок, а также на создание привлекательных условий для инвесторов и эмитентов», – отметил представитель Минфина.
Ранее «Ведомости» писали, что в федпроекте Минфин заложил цель – выход на IPO 20 компаний в год с общей капитализацией 4,5 трлн руб.
Межотраслевой характер
Нацпроект по экономике задуман для восполнения пробела по мероприятиям, которые не нашли отражения в других профильных нацпроектах, – он носит межотраслевой характер, говорит директор ИНП РАН Александр Широв. Например, несмотря на то что правительство планирует реализовать целый блок из восьми нацпроектов технологического развития, понадобился отдельный федпроект для поддержки сквозных технологий, которые сложно отнести к определенной отрасли. В майском указе президент России Владимир Путин поручил подготовить проекты по таким отраслям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, БПЛА, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность, экономика данных и цифровая трансформация, ИИ, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, а также новые энергетические технологии (в том числе атомные).
Похожая история с производительностью труда, отмечает Широв. В нацпроекте по экономике это лишь организационная компонента, а в профильных будут заложены конкретные мероприятия по повышению эффективности работы предприятий, говорит эксперт. В целом переформатирование нацпроектов – это изменение механизмов поддержки экономики, переход на межведомственное взаимодействие, добавил Широв.
Заявленного финансирования будет достаточно при условии роста и развития экономики, и прежде всего негосударственного инновационного сектора, считает гендиректор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко. Технологическое развитие требует принятия риска, что не очень свойственно государственным институтам, средства которых целесообразно тратить на инвестиции в инфраструктуру и на поддержку промышленности, отмечает он. При этом, по словам Онищенко, фокус будет сделан на стимулировании экономического роста снизу – через МСП – и на региональном уровне, что позволит точнее соответствовать складывающимся на местах условиям. Самый затратный проект связан с возмещением расходов на развитие инфраструктуры и списание региональной задолженности, средства от чего направляются на поддержку инвестиций, отмечает Онищенко. Это капиталоемкие направления расходов, что предопределяет значительное финансирование для достижения существенных результатов, добавил он.
Вероятно, финансирование нацпроекта может корректироваться, если запрос на поддержку будет больше, считает Широв. Привлечение внебюджетных источников предполагает стимулы для крупных компаний, чтобы они участвовали в финансировании нацпроектов, – это, например, регуляторные меры, нормотворчество, снятие административных барьеров. «С учетом того что у нас есть примеры, когда на 1 руб. государственных вложений удавалось привлечь 7–8 руб. частных инвестиций, это реалистично, но нужны серьезные усилия», – говорит Широв.
Несмотря на сокращение финансирования по федпроекту МСП, в нацпроекте планируются другие направления, которые тоже включают в себя поддержку малого и среднего бизнеса, отмечает Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин. Например, МСП включено в технологический контур, производительность труда, поощрение инвестиционной активности. Кроме того, для производственных компаний со следующего года снижаются страховые взносы до 7,6%, напомнил он. «Не могу сказать, что поддержка МСП уменьшилась, она просто стала другой», – отметил Калинин. Что касается льготных кредитов, то выделенных лимитов, скорее всего, хватит только на обслуживание старых займов, полагает Президент «ОПОРЫ РОССИИ». Кроме того, будет сужен круг получателей этого вида поддержки только до компаний в приоритетных отраслях.
Сокращение финансирования относительно начальных заявок и проектировок определяется общими бюджетными ограничениями и может быть скорректировано за счет мер нефинансовой поддержки и преференций, полагает Онищенко. В то же время заявленная цель достижения технологического суверенитета и лидерства по целому ряду направлений требует значительных предварительных расходов, говорит он. Ранее Минфин объявлял, что финансирование всех нацпроектов потребует до 2030 г. 40 трлн руб.
Источник: Ведомости
Фото: Максим Стулов / Ведомости