За рекламу в интернете будет взиматься новый сбор: что учесть бизнесу
В конце 2024 года вступили в силу поправки в закон «О рекламе», вводящие сбор за распространение рекламы в интернете. С 1 апреля распространители интернет-рекламы и операторы рекламных систем будут отчислять в федеральный бюджет 3% от ежеквартальных рекламных доходов. Бизнесу предстоит оптимизировать свои расходы на продвижение товаров и услуг. «ОПОРА РОССИИ» направляла письмо в Правительство, что введение нового сбора может создать административные и финансовые риски для МСП. В статье — подробности, кого затронет новый неналоговый платеж.
Кто будет платить новый сбор?
Сбор будет начисляться на интернет-рекламу, нацеленную на пользователей из России. Взимать его будут с распространителей рекламы и операторов рекламных систем. Требования также касаются рекламных агентств, которые распространяют промоматериалы по поручению рекламодателя.
Если договор о распространении рекламы на территории РФ заключен с иностранной компанией или гражданином, рекламодатель должен будет удержать часть средств, которые он собирается перевести распространителю промоматериалов, для последующей уплаты сбора.
Кого освободили от сбора за рекламу?
Обязательные отчисления за рекламу в сети не распространяются на телеканалы, радиоканалы, информационные агентства и сетевые издания с госучастием или получивших бюджетные ассигнования. Также сбор не будут платить СМИ, чей совокупный тираж в течение года составил не менее:
- 15 млн экземпляров периодических печатных изданий, выходящих в свет с периодичностью два и более раза в неделю;
- 2,5 млн экземпляров при выходе раз в неделю, в две или в 3 недели;
- 700 тысяч при периодичности выхода раз в месяц или раз в два месяца;
- 300 тысяч при периодичности раз в квартал и реже.
Какая информация считается интернет-рекламой?
Критерии, по которым те или иные сведения будут относиться к интернет-рекламе, определит Правительство. Замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин отмечал, что маркетплейсы не попадают под нормы об отчислении 3% доходов с рекламы в бюджет и по ним будет отдельная регуляторика. Сейчас Федеральная антимонопольная служба уже опубликовала проект постановления, в котором определены критерии рекламы для маркетплейсов, сайтов-агрегаторов и поисковых сайтов.
Согласно проекту, информация на информационных ресурсах будет относиться к рекламе, если соответствует понятию рекламы, предусмотренному в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», и отвечает следующим критериям:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к товару, работе или услуге, изготовителю и продавцу товара;
- способствует поддержанию интереса к товару, работе и услуге и их продвижению на рынке.
На какие сведения сбор не распространяется?
В проекте постановления ФАС с критериями интернет-рекламы для маркетплейсов, сайтов-агрегаторов и поисковых сайтов предусмотрены исключения. Например, к рекламе не относятся справочно-информационные или аналитические материалы, в том числе в виде каталога товаров, содержащего однотипный набор кратких информационных сведений о лицах и производимых или реализуемых ими товарах.
Согласно проекту, к интернет-рекламе также не относятся объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в частности:
- сообщения о передаче вещей, животных безвозмездно;
- отзывы с оценкой товаров и услуг, размещенные в специальном разделе;
- объявления работодателей о приеме на работу, без размещения сведений, привлекающих внимание к конкретному товару, работе, услуге или лицу.
Кто будет следить за уплатой сбора?
Надзор за своевременной и полной уплатой нового сбора будет вести Роскомнадзор. Ведомство определит размер подлежащих уплате сумм, используя сведения, предоставляемые рекламодателями и распространителями рекламных материалов в Единую систему учета интернет-рекламы.
Фото: Freepik