en

Новости

16 Февраля 2023

Ставки на эквайринг: издержки для бизнеса или двигатель торговли

Сегодня в ТАСС состоялась пресс-конференция с участием представителей деловых объединений, банковского сектора и экспертов в сфере торговли и услуг. Они пытались выяснить, эквайринг является благом для бизнеса или несет дополнительные издержки. Участвовавший в мероприятии Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов озвучил ряд инициатив, которые могут привести к снижению тарифов на эквайринг.


Среди основных затрат, которые несет бизнес при создании своего продукта, — заработная плата сотрудникам, налоги и эквайринг. Тема завышенных тарифов на эквайринг поднимается экспертами не первый раз. В частности, в 2019 году деловое сообщество обратилось к Президенту РФ Владимиру Путину с этим вопросом. Он, со своей стороны, сказал, что это эквайринг — квазиналог на бизнес и с этим необходимо что-то делать.

Свое выступление Владлен Максимов начал с объяснения, что такое эквайринг: это процесс оплаты банковской картой товаров и услуг. Спикер отметил, что по мере увеличения количества карт и оборота денег эквайринг по законам рынка снижался, вплоть до 1,5% для МСП. Однако около четырех-пяти лет назад начал расти. Бизнес ни раз обращал внимание на эту «экономическую аномалию».

Владлен Максимов напомнил, что РФ заимствовала систему эквайринга у США, а там она действовала как система кредитного эквайринга. В России же большинство населения пользуется дебетовыми картами. Эксперт объяснил, что, когда клиент пользуется кредитной картой, он оплачивает товары и услуги банковскими деньгами: банк дает кредит — продавец компенсирует банку процент высоким эквайрингом. Примерно 2% ежемесячно, или 24% в год, составляет ставка, по которой банк дает кредит.

В России система с такими ставками пришлась на дебетовые карты: человек расплачивается своими деньгами, кредит ему не предоставляется, но те же 2% учитываются. «Когда такая система вводилась, это было неважно, поскольку тогда картами расплачивались 3-4% населения. А сейчас спохватились: бизнес несет тяжелейшие потери. По данным Росстата, за девять месяцев прошлого года объем розничной торговли составил более 1 трлн рублей, из который 500 млрд рублей — это уплаченные проценты по эквайрингу», — подчеркнул Максимов.

Кроме того, добавил эксперт, действуют неравные условия эквайринга: для крупных продуктовых сетей тариф составляет 0,5-1%, для сектора non-food — 1,5%, а для малого и среднего бизнеса — 1,8-3%.

Сектор ритейла на конференции представил Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Он рассказал о международной практике регулирования правил работы платежных систем и банков, где ограничивается либо максимальная комиссия за эквайринг, либо межбанковская комиссия. Это делается по той причине, что ритейл платил колоссальные суммы за банковской обслуживание. Сейчас, например, в Европе самая высокая ставка по эквайрингу 0,7%. «Должно пройти минимум десять лет, пока мы изменим такое потребительское поведение в пользу новых платежных решений», — считает эксперт.

О том, как завышенные тарифы на эквайринг отражаются на туриндустрии, рассказал член Президиума Федерации рестораторов и отельеров Максим Привезенцев. Эксперт согласился с предыдущими спикерами и назвал эквайринг большим побором для бизнеса. По его словам, хотелось бы, особенно на фоне нынешних реалий, чтобы тарифная политика с точки зрения эквайринга была рассмотрена властями и приняты соответствующие решения по снижению тарифов на него. «Без законодательных инициатив не удастся решить этот вопрос», — уверен спикер.

Он также поднял вопрос высоких тарифов на эквайринг в туриндустрии. Привезенцев отметил, что турсборы ложатся еще одним налогом на отельеров: «Отель обязан взять налог. Клиент его платит по карте, и банк снимает эквайринг. Получается налог с налога».

В свою очередь, Председатель совета директоров сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац отметил, что любые средства платежа должны для всей системы экономики снижать расходы, с эквайрингом получилось по-другому. Эксперт сфокусировался на важной составляющей системы, которая тоже требует проработки: когда клиент возвращает товар, к возврату денег применяется повышенный тариф. Выходит, что продавец один раз платит за прием денег и в два-три раза больше за возврат.

Он подчеркнул, что проблемы высокого эквайринга отчасти может решить Система быстрых платежей (СБП). Однако клиенты не спешат на нее переходить, поскольку для себя больше преимуществ видят в использовании карт, которые привлекают их, например, кешбэками.

С практической точки зрения к вопросу подошел ведущий эксперт Ассоциации малоформатной торговли Виктор Насочевский. Он отметил, что СБП отличается от эквайринга тем, что регулятор изначально построил платежную систему, в которой клиенты платят своими деньгами со своих счетов. В оплате картами до сих пор работает модель кредитной карты и бизнес сильно проигрывает. Мало того, что тарифы на эквайринг завышены, так еще и установка терминалов обходится бизнесу недешево. В частности, цена одного электронного терминала, включая работы по его установке и настройке в организации торговли, обходится в 20 тыс. рублей. А стоимость всей инфраструктуры в организациях торговли в прошлом году составила 74 млрд рублей.

В завершение конференции Владлен Максимов перечислил три ключевые инициативы, которые способствуют решению проблемы. Разделить эквайринг на кредитный и дебетовый. Выделить отдельной строкой способ платежа — предоставить клиенту право выбора: оплатить картой с комиссией, например, 2% или через СБП и отдать за комиссию 0,4%. Проанализировать деятельность оператора платежной системы АО «НСПК» через призму антимонопольного регулирования.

Также, по мнению эксперта, необходимо выяснить с помощью Центрального банка России и ФАС, куда уходят деньги, которые собирают с населения, пользующегося картами, поскольку их количество уже более 300 млн. Кроме того, нужно мотивировать население пользоваться СПБ. «Люди не хотят этого делать, так как с карт есть кешбэки. Когда это заработает при оплате через СБП, банки приведут эквайринг к нормальным величинам. По факту получается, что все платят за эквайринг, а так называемые плюшки в виде миль, бонусов получают только те, кто много тратит», — заключил Максимов.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»