Максим Третьяков — о проблеме дефицита кадров в промышленности
Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара представил результаты исследования ситуации с кадрами на промышленных предприятиях. Так, 35% предприятий, представители которых участвовали в опросе, столкнулись с дефицитом квалифицированных работников. Особенно остро проблема стоит в отрасли легкой промышленности. Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА», Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по промышленности Максим Третьяков поделился своим видением проблемы и рассказал, как справиться с дефицитом кадров на предприятиях.
Эксперты института опросили представителей около тысячи предприятий. Чтобы определить, как обстоит ситуация с кадрами, респондентам задавали вопрос о том, как они оценивают имеющиеся у них производственные мощности в связи с ожидаемыми изменениями спроса.
Важно отметить, что недостаток кадров на заводах и фабриках сдерживает промышленный рост. Кадровая проблема — один из основных факторов, влияющих на него после начала СВО наряду с неопределенностью, слабым рублем и ослаблением спроса. Особенно дефицит кадров заметен в легкой промышленности. Это связано, в том числе, с отсутствием средних специальных учебных заведений, в которых должны готовить квалифицированных профессионалов.
В интервью редакции сайта Opora.ru Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА», Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по промышленности Максим Третьяков подтвердил этот тренд и объяснил причины возникновения кадрового голода.
«Действительно, промпредприятия сейчас испытывают кадровый голод. Причин у этого несколько. В первую очередь, это в целом негативный демографический тренд — падение рождаемости, старение кадров, вынужденный уход с рынка труда из-за физических ограничений. Отмечу также перекос в сторону добывающей промышленности: сырьевые компании долгое время предлагали более выгодные условия труда, поэтому имеет место отток кадров из обрабатывающей промышленности в добывающую и на госслужбу. Сказывается еще негативный образ такой работы у молодежи как непрестижной и низкооплачиваемой», — рассказал Максим Третьяков.
Эксперт отметил, что после начала СВО кадровый дефицит усугубился из-за мобилизации части трудовых ресурсов, особенно это касается рабочих профессий, а также взрывного роста на продукцию обрабатывающей промышленности из-за ухода иностранных компаний и резкого роста выпуска предприятия ОПК.
При этом в марте 2023 года Росстат зафиксировал самый низкий уровень безработицы за всю новейшую историю страны, который составил 3,5%. Это говорит о том, что потенциальные работники в стране есть и нужно создать условия для их перехода в отрасль с дефицитом сотрудников.
«К сожалению, структурный дефицит кадров нельзя устранить за короткий промежуток времени. В первую очередь, нужно стараться максимально долго задерживать пенсионеров, сохраняя при этом полную пенсию рабочим пенсионерам. Следует использовать все технические, организационные и мотивационные возможности, чтобы увеличить производительность труда, например, выпускать больше продукции тем же составом работников. Кроме того, как вариант, можно дотировать рабочие места в критически важных отраслях обрабатывающей промышленности, а также создавать условия для повышения мобильности россиян за счет субсидий на переезд из региона в регион», — рассказал Максим Третьяков.
Эксперт добавил, что есть предприятия, которым проще выйти из кадрового кризиса, а есть те, для кого эта ситуация осложнена внешними обстоятельствами. К первым относятся более крупные предприятия, производители продукции с неэластичным спросом, а также те, кто выполняет заказы от государства и сырьевых компаний или получает субсидии от государства. В намного более слабой позиции находится легкая промышленность (за исключением гособоронзаказа на обмундирование и аналогичные нужды армии и флота), так как ее предприятия слабо устойчивы к импорту и напрямую зависят от доходов населения.
Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара каждый месяц опрашивает руководителей промышленных предприятий с 1992 года по стандартам европейской гармонизированной методики ЕС и ОЭСР. Результаты таких исследований дают возможность сравнивать данные по России с другими странами.
На основе опросов эксперты института формируют индекс промышленного оптимизма, который складывается из фактической динамики спроса, оценки спроса, оценки запасов готовой продукции и планов выпуска. Например, этот показатель сегодня дает возможность сделать вывод, что сегодня российская промышленность, несмотря на непростые экономические условия и политическую ситуацию, не показывает кризисного спада.