cn

Новости

28 Февраля 2024

Совершенствование налогового законодательства для бизнеса обсудили на Форуме «ОПОРЫ РОССИИ»

На полях мероприятия состоялась итоговая стратегическая сессия по совершенствованию налогового законодательства в сфере предпринимательства, которая завершила деловую программу Совета регионов «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА». Представители исполнительной и законодательной власти, предприниматели и члены бизнес-объединения обсудили функционирование налоговой системы, фискальную нагрузку на бизнес, а также практики правоприменения. Генеральный партнер мероприятия — ПАО Сбербанк.


Модератором площадки выступил партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept Михаил Орлов. Обращаясь к участникам дискуссии с приветственным словом, эксперт заметил, что в последние 20 лет малому бизнесу уделяется очень большое внимание со стороны государства. При этом в налоговой сфере есть ряд вопросов, которые бизнес хотел бы решить для дальнейшего комфортного развития, поэтому темой стратсесии станут проблемы «невыносимо легкого» налогового бремени малого и среднего бизнеса.

Общие вопросы функционирования налоговой системы

В первую очередь, эксперты постарались ответить, какие сегодня приоритеты налоговой политики стоят перед государством и может ли бизнес в обозримом будущем рассчитывать на стабильность и предсказуемость правил налогообложения.

Общий взгляд на становление и развитие налогового законодательства в отношении МСП представил Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин. Малый бизнес, как отметил спикер, охватывает широкий спектр направлений, в том числе — приоритетных, поэтому первое, на что обратило внимание Правительство Михаила Мишустина — это создание более комфортных фискальных условий для малого бизнеса.

Так, например, были снижены страховые взносы для МСП и успешно внедрен институт самозанятых. Системные меры по снижению фискальной нагрузки для малого бизнеса помогли повысить собираемость по взносам и налогам. Так, за 2021 год МСП уплатили 6 трлн рублей, за 2022 — 7,5 трлн, а к ноябрю 2023 года — 7,7 трлн. Отдача от бизнеса стабильно растет.

В ответ же МСП просит, чтобы налоги были понятными, прозрачными бизнесу. Помочь в этом может опыт дружественных стран, среди которых — Китай, где введен нулевой НДС для ряда предприятий. Кроме того, необходимо предусмотреть методы фискального стимулирования, чтобы у крупного и среднего бизнеса не было соблазна дробиться.

В свою очередь, Председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов рассказал, в чем нуждается бизнес в плане фискальной нагрузки.

Эксперт отметил высокий уровень технологических решений ФНС России, которые позволяют уплачивать налоги максимально просто и понятно. Главной проблемой для бизнеса, по мнению Борисова, выступает резкое повышение налогов, в том числе рост кадастровой стоимости недвижимости в ряде регионов на 75%-100%. Выдержать в нынешних условиях такие высокие авансовые платежи очень нелегко. Еще важная проблема в том, что налоговая система не настроена на рост предприятий. 90% предпринимателей не хотят переходить в другую категорию, особенно касается производственного бизнеса.

Кроме того, не решен вопрос с дроблением — нет официально установленного определения и критериев. Кроме того, применение принципа налоговой реконструкции и доначисление сумм налогов по признакам дробления должно производиться только за тот год, когда ФНС указано бизнесу на дробление, но никак не за предыдущие периоды, т.к. такого правонарушения в налоговом кодексе нет. В результате мы теряем авангард серийных предпринимателей, которые из-за такой неопределенности по умолчанию относятся к нарушителям закона.

Далее слово взял сенатор, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов. ФНС России провела огромную работу по отслеживанию финансовых потоков. Однако нужно четко определиться с реальной налоговой нагрузкой, для этого нужно провести ревизию всех платежей, которые должны уплачивать предприниматели.

Для предпринимателя важно, насколько комфортными будут условия ведения бизнеса в конкретном регионе. Также предприниматель должен видеть, что существует субсидиарная ответственность, что у государства также есть свои обязательства, которые оно выполняет.

При этом же, отметил спикер, порой предприниматели сами усложняют себе жизнь, например стремятся выкупить участок или недвижимость, когда арендовать ее зачастую выгоднее.

В свою очередь, Председатель Комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству Александр Дёмин отметил, что прерогатива малого бизнеса в том, что он более динамичен и скорее внедряет инновации. У предпринимателя должна быть свобода в ведении бизнеса, а в контексте обсуждения дробления бизнеса важно, чтобы у предприятий не было стимулов дробить бизнес. Как это организовать, необходимо обсуждать это с Правительством и бизнесом.

Об уровне обеления малого бизнеса рассказал заместитель Руководителя ФНС России Дмитрий Сатин. Можно отметить четкую тенденцию обеления отраслей, причем это не одностороннее желание, бизнесу также выгодно выходить из серой зоны и работать в равных условиях. Этому способствует также законодательство: в Налоговом кодексе достаточно возможностей для развития МСП.

Фискальная нагрузка

Следующий блок сессии был посвящен финансовой нагрузке на бизнес. Открывая дискуссию по данному направлению, Председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов акцентировал внимание на том, что фискальная нагрузка — наиболее чувствительный вопрос для малого бизнеса. Дело в том, что помимо установленных налогов и сборов, существуют неналоговые платежи: «Их порядка 160 и они не регламентированы. Практически единицы, по нашему анализу, растут по инфляции, а остальные идут с большим приростом».

Собираемость таких платежей, добавил спикер, составляет от 3 до 4 трлн рублей и преимущественно они не учитываются в фискальной нагрузке на бизнес — это, в частности, может являться причиной, почему малому бизнесу приходится лавировать и выживать в нынешних финансовых условиях.

В данном случае нужно проанализировать опыт стран, где неналоговые платежи урегулированы — наиболее успешный, добавил эксперт, в Киргизии, и по аналогии создать в России реестр неналоговых платежей, избавиться от избыточных, а также ограничить рост. В этом вопросе его поддержал Глава бизнес-объединения Александр Калинин.

Также в поддержку систематизации неналоговых платежей выступили Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», Генеральный директор АО «Новосибирскхлебопродукт» Сергей Соколов и Председатель Омского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», основатель проекта «ЛОГОС» Александр Дерябин. По мнению предпринимателей, главная проблема неналоговых платежей — это отсутствие планирования, поскольку нет четких правил установления, администрирования и ценообразования. Это прямые издержки предпринимателей.

Позицию бизнеса прокомментировал Председатель Комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству Александр Дёмин. Спикер обратил внимание, что в реалиях российского правового поля нужно внести изменения в законодательство об обязательных требованиях и систематизировать неналоговые платежи. Это сможет снять все «боли» и обеспечить прозрачность неналоговых платежей.

Еще один вариант урегулирования необязательных платежей предложил сенатор, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов. Речь идет о софинансировании государством ряда установленных обязательных платежей. Это приведет к контролю роста стоимости.

Следующий вопрос был посвящен налоговой нагрузке на бизнес, которая определяется не только величиной налоговых изъятий, но и административными издержками.

Налоговое администрирование

Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», Генеральный директор АО «Новосибирскхлебопродукт» Сергей Соколов отметил, что бесконтактность проверок предприниматели оценивают очень высоко, цифровизация этого процесса и нацеленность налоговой на досудебное урегулирование упрощают ведение бизнеса.

Сегодняшний день требует формализации процесса предпроверочного анализа. Это связано с тем, что сейчас предприниматель не знает, когда его планируют проверять, и у него нет возможности вовремя ответить на вопросы налоговой. Также у такого анализа нет обозначенных сроков, в результате налогоплательщик не может защитить себя. Также уведомления о начале и окончании предпроверочного анализа.

Поэтому Сергей Соколов предложил определить понятие и содержание предпроверочного анализа, сформировать чек-лист вопросов, которые налоговый инспектор может задать предпринимателю, а также уведомлять предпринимателя о старте и завершении предпроверочного анализа, а также возможности получения такого заключения, чтобы можно было проверить выводы, сделанные в рамках предпроверочного анализа.

В добавлении к этому Александр Дерябин отметил, что предпринимателю очень важно понимать правила – как платить налоги, как не нарушить закон и не оказаться тем, кто дробит бизнес. Чтобы бизнес мог сам себя проверить, сегодня существует прозрачный налоговый калькулятор и симулятор выездных налоговых проверок (по типу чек-листа). Эти системы прозрачности носят рекомендательный характер, однако хотелось бы, чтобы компании, которые все выполняют все четко, не подвергались проверкам.

На проблему дробления в ракурсе налогового администрирования обратил внимание Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин. Спикер подчеркнул, что в настоящий момент легальное определение дробления бизнеса отсутствует, а критерии — размыты. Вместе с тем, ФНС России, выявляя такие организации, доначисляет налоги в размере 20 или 40% (во втором случае — если дробление произошло умышленно) за три года. Однако, подчеркнул эксперт, у малого бизнеса не всегда бывают такие средства — это и приводит компании к банкротству.

Главу бизнес-объединения поддержал в данном вопросе Председатель Попечительского совета Сергей Борисов, который выразил уверенность, что необходимо разграничить определения дробления бизнеса и серийного предпринимательства, а также — выработать индикатор по аналогии с «однодневками».

На вопросы бизнеса ответил заместитель Руководителя ФНС России Дмитрий Сатин. Во-первых, спикер отметил, что предпроверки — это внутреннее структурирование информации налоговой, все этапы этого процесса проводятся в рамках Налогового кодекса. Кроме того, если налоговый орган не учел ответы предпринимателя, он имеет право оспорить мнение налогового органа и конкретного налогового инспектора.

Также Дмитрий Сатин отметил, что доначислений по дроблению относительно немного. ФНС вертикально интегрированный институт исполнительной власти, и если предприниматель размышляет о таком варианте действий, лучше обратиться с вопросом в «ОПОРУ РОССИИ», которая на постоянной основе коммуницирует с ФНС и благодаря своей экспертизе поможет понять, какое решение будет правильным.

Правоприменительная практика

Кроме того, эксперты затронули тему правоприменительной практики, предложенную Председателем Омского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», основателя проекта «ЛОГОС» Александра Дерябина.

Саму природу правоприменительной практики объяснил заместитель Руководителя ФНС России Дмитрий Сатин. Спикер подчеркнул, что критерии по тем или иным нарушениям у ведомства существуют, однако практика разнообразна. Ключевые особенности в том, что ФНС России должна реагировать на все поступающие обращения, однако инспекторы всегда открыты для диалога с бизнесом и готовы помочь прояснить те или иные моменты.

Кроме того, была затронута тема перспективности обеления конкретных отраслей, в том числе клининга. Дмитрий Сатин сказал, что ведомство готово проводить похожие эксперименты с самыми разными отраслями, но при этом необходимо учитывать подводные камни в конкретной сфере.

Затем Александр Дерябин рассказал о проблемах, с которыми сталкивается предприниматель в случае наличия к нему претензий со стороны налоговых органов. «После наложения ограничений на имущество и расчетные счета деятельность организации фактически парализуется — отсутствует возможность осуществления обязательных платежей, таких как заработная плата и текущие налоги», — добавил Дерябин.

Спикер отметил, что важно комплексно рассмотреть весь «клиентский путь» и создать условия, которые позволят предприятию продолжить работу и, в конечном итоге, создадут условия для возврата недоимки в бюджет.

Также с предложениями выступила Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян, а именно создать волнообразную систему уплаты налогов, кадастровые и инвестиционные каникулы для акселерации бизнеса, а также налоговые режимы — на этапе банкротства реабилитации, а также реанимации.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»