cn

Новости

Профильный Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» принял участие в круглом столе по развитию электротранспорта в России

В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) состоялся круглый стол на тему «Проблемы и перспективы развития электротранспорта в России». Участие в нем приняла заместитель Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса, Председатель ассоциации «РАСТО» Ольга Селезнева.


На встрече также присутствовали представители всех направлений деятельности, которые принимают активное участие в формировании инфраструктуры электротранспорта и ее обслуживания: директор Национальной ассоциации производителей источников тока «РУСБАТ» Дмитрий Тищенко, Исполнительный директор компании ПСС-Техно Наталья Нехорошева, представитель компании ЭЗУ «ПСС» Вадим Симагин, представители Мособлэнерго Руслан Файзулин и Евгения Набока, заведующий кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» и преподаватели МАДИ Алексей Солнцев.

Электрический транспорт в России — это сектор, который переживает активное развитие, но при этом сталкивается с рядом вызовов, которые тормозят его массовое распространение и интеграцию в общую транспортную инфраструктуру. Проблемы, тормозящие развитие электротранспорта в России, можно разделить на несколько ключевых категорий: опасные для жизни и безопасности человека и негативно влияющие на развитие.

Негативное влияние на развитие электротранспорта в России

Высокий утилизационный сбор на электротранспорт действительно стал серьезной преградой для развития рынка электромобилей в России. Сбор оказывает влияние на стоимость покупки электромобилей, делая их еще более дорогими и менее доступными для широкой аудитории. Такое решение Правительством РФ было направлено на повышение привлекательности для отечественных производителей автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и на стимулирование переработки старых автомобилей.

Однако производство китайских современных электрокаров в последние годы значительно опережают отечественные автомобили как по качеству, так и по количеству на рынке. Китай занимает лидирующие позиции в производстве и продаже электромобилей благодаря гигантским инвестициям в инфраструктуру, поддержке со стороны государства, инновациям и масштабной экономике. Китайские компании активно продвигаются на мировые рынки, предлагая доступные и высококачественные автомобили.

В свою очередь, российская индустрия электромобилей пока отстает из-за недостаточной инфраструктуры, ограниченных инвестиций и недостаточной поддержки со стороны государства. Однако с учетом растущего интереса к экологии и устойчивому развитию, в будущем Россия может ускорить развитие своей отрасли, но для этого потребуется значительное улучшение всех факторов: от государственной политики до налоговых льгот для производителей и покупателей.

Для того, чтобы ускорить массовый переход на электрический транспорт и стимулировать рынок, стоит подумать о пересмотре утилизационного сбора для электромобилей или вообще освободить их от этого налога.

Неразвитая инфраструктура зарядных станций и качественных дорог — самые основные причины, по которой россияне не спешат переходить на электротранспорт. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург или городах миллионниках, ситуация несколько лучше, но в других регионах и сельских местностях зарядных станций либо крайне мало, либо их нет вообще. В результате, многие потенциальные владельцы электромобилей опасаются, что им будет сложно зарядить машину в случае длительной поездки или просто в повседневной жизни. Плохие дороги — это серьезная проблема не только для традиционных автомобилей, для электромобилей особенно.

Одной из главных проблем является то, что электромобили имеют низкий дорожный просвет по сравнению с традиционными автомобилями с ДВС. Это делает их более уязвимыми к дорожным неровностям, таким как: кочки, ямы, глубокие выбоины, ремонтные работы, оставляющие на дорогах металлические или бетонные покрытия. Неровные покрытия могут вызвать дополнительные нагрузки на аккумуляторы и электродвигатели, в свою очередь, может ускорить их износ или даже привести к серьезным поломкам.

Для России важно, чтобы автопроизводители начали проектировать более универсальные модели, которые могут выдерживать высокие нагрузки на отечественных дорогах. Примером могут быть автомобили с повышенным клиренсом или внедорожные электромобили, как, например, Lada e-Largus с возможностью установки на неё более адаптированных подвесок.

Помимо этого, законодательная база для поддержки электротранспорта в России еще не разработана в полном объеме, отсутствуют единые стандарты для зарядных станций в разных регионах, а также налоговая привлекательность для компаний, занимающихся развитием электрического транспорта и инфраструктуры.

Необходимые меры по развитию в электротранспорта стране

Современный электромобиль диктует правила своему владельцу, и это одна из ключевых особенностей новой эры в транспорте. Речь идет не только об изменении «технического уклада», но и о пересмотре самой культуры вождения, владения и обслуживания автомобиля. Электрокары представляют собой не просто транспорт, а сложную цифровую систему, в которой многое автоматизировано, регулируется электроникой и ограничено производителем.

В результате владелец вынужден подстраиваться под «умную машину», а не наоборот. Машина может менять свое поведение без участия владельца: улучшать, ограничивать или даже отключать функции, так как цифровое обновление происходит автоматически. Владелец находится под постоянным мониторингом: маршрут, стиль вождения, заряд, местоположение — всё может передаваться производителю, в том числе могут быть введены удаленно ограничения в эксплуатации. Владелец не «управляет машиной в деталях», а использует ее как сервис или гаджет.

Китайские производителей электромобилей, таких как Zeekr, BYD, NIO, Lixiang и другие, не предоставляют полного доступа к технической документации и технологическим картам для сервисных центров в России. Это затрудняет качественное и эффективное обслуживание этих автомобилей в стране и влияет на техническую безопасность эксплуатацию электрокаров.

Доступ к программному обеспечению (софтам) электрокаров — это важный аспект в обслуживании и эксплуатации современных автомобилей. Электромобили используют сложные электронные системы управления: от батареи до тормозов, от климат-контроля до автопилота. Все это требует специализированного ПО, которое ограничено для внешнего доступа по соображениям безопасности, авторского права и контроля.

В настоящее время от государства требуется создание норм, которые обяжут китайских производителей делиться необходимыми данными для эффективного обслуживания автомобилей в России, причем для автомобилей, ввезенных по параллельному импорту в том числе.

Обслуживание электромобилей требует повышенной осторожности из-за присутствия высоковольтных компонентов. Соблюдение строгих мер безопасности и специального допуска — это обязательное условие при работе с электромобилями. Профессиональные сервисы должны обладать соответствующим образованием и оборудованием, чтобы минимизировать риски для своих сотрудников и владельцев автомобилей.

Воспитание культуры автовладельца электротранспорта — это ключевая задача, если мы хотим не только расширить рынок электромобилей (ЭМ), но и обеспечить устойчивое и эффективное использование электрического транспорта в долгосрочной перспективе. В отличие от традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, электромобили требуют совершенно нового подхода в плане эксплуатации, обслуживания и общей экологии. К этому относится: соблюдение контроля скорости, ответственное отношение к зарядке, ответственность за экологию, техническое обслуживание и использование инфраструктуры.

По итогам круглого стола будет создана рабочая группа, в которую войдут активные участники производственных и эксплуатационных, сервисных процессов по обеспечению качественного обслуживания растущего рынка электромобилей. Также, участники встречи обсудили возможность настройки и установление партнерства с китайскими производителями для локализации сервисной инфраструктуры и совместного создания образовательных программ по техобслуживанию электротранспорта в России. Это важные и актуальные задачи для обеспечения качественного обслуживания растущего рынка электромобилей.

Важно развивать такие программы с учетом специфики отечественного рынка и требований производителей, чтобы подготовить квалифицированных специалистов, которые смогут эффективно обслуживать электромобили и зарядную инфраструктуру в стране без угрозы жизни автовладельцам.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»