cn

Новости

Ольга Селезнева: За последние три года в отрасли независимого авторемонта удалось совершить чудо — преодолеть тренд старения кадров и наполнить цеха молодыми специалистами

О том, какую роль в этом сыграл ежегодный Фестиваль рабочих профессий, рассказывает председатель Комиссии по автотехобслуживанию Подмосковной «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Региональной Ассоциации Станций Технического Обслуживания (РАСТО) Ольга Селезнева.


Ольга Викторовна, в этом году Праздник рабочих профессий работников автотранспорта перерос в международный Фестиваль рабочих профессий в автомобилестроения и автотехобслуживания. Цифры впечатляют: больше 1200 участников из 6 стран мира, 43 колледжа, три ведущих технических вуза, более полусотни партнеров, производящих оборудование и автокомпоненты. Участвовали даже крупнейшие автозаводы страны…

Позвольте я приведу вам главную цифру – сегодня 50% коллектива Технического Центра ВОЛИН, которым я руковожу более 20 лет, – молодые квалифицированные специалисты. Небывалый показатель для НСТО! За три года упорной работы мы смогли переломить тенденцию на старение персонала, который формировался в компании десятками лет.

Молодой персонал – это тренд развития любого бизнеса. Именно поэтому на Фестиваль съехались руководители дилерских и независимых СТОА практически со всей страны, были даже коллеги из Кургана и Магнитогорска. Все они приезжали за кадрами и опытом.

Сейчас время больших возможностей, и единственный драгоценный ресурс, в котором мы ограничены, – кадровый! Фестиваль стал важнейшим инструментом для привлечения молодежи в автосервис, и этот инструмент реально меняет нас, отрасль и систему подготовки кадров, молодежь и студентов, меняет их отношение к жизни, труду и профессии.

Расскажите, как родилась идея Фестиваля?

Идею, а точнее необходимость в таком мероприятии, нам подсказала сама жизнь. Пять лет назад мы впервые пошли в колледжи, осознав, что отсутствие молодых кадров убьет наш бизнес. Два года ушло на подробное изучения причин дефицита молодых кадров в автотехобслуживании. В рамках Ассоциации «РАСТО» была разработана образовательная стратегия, созданы современные учебные модули и программы производственного обучения на базе будущих работодателей для студентов колледжей и техникумов Московской области.

На этапе внедрения программ мы пребывали в уверенности, что отбоя от желающих не будет. Представьте, конверсия выпускников технических колледжей в профессию – всего 2%, а мы бесплатно предлагали обучать студентов по самым современным программам, стажировать их в отменно оборудованных НСТО, гарантировано трудоустраивать и обеспечивать опытными наставниками. Как велико было наше удивление, граничащее с разочарованием, когда выяснилось, что студенты второго-третьего курса, которые учатся на автомехаников, не представляют своей будущей профессии и специальностей автосервиса. Мало того, они не видят в профессии перспектив и не планируют идти работать в автосервис. Вот откуда такая низкая конверсия!

Большинство родителей студентов не желали отпускать их на производственную практику, также не планировали оставлять своего ребенка в данной профессии. Они были уверены, что автомеханик независимого СТО – это замарашка в замызганной робе, с низкой зарплатой и отсутствием жизненных перспектив. Люди отправляли своих детей в колледж за дипломом, а не за будущей профессией. Но самым обидным было то, что независимый автосервис, и родители, и студенты представляли, как грязный гараж на отшибе.

И вы решили показать им, как обстоят дела на самом деле?

Скажем так, я решила показать на собственном примере, что НСТО – это не только грязные гаражи, которых тоже хватает в нашей стране. Мне было важно донести, что есть добросовестные предприниматели и современный автосервис с прекрасными условиями труда, высокой производственной культурой, высокооплачиваемой зарплатой, безграничными возможностями для построения карьеры и профессионального роста. Ведь никакие программы обучения и инвестиции в оборудование не помогут привлечь молодых специалистов, если не будет примеров для достижений жизненных целей. Начинать надо именно с построения личных отношений с молодежью, популяризации профессии, демонстрации собственного успеха!

Именно тогда Технический Центр ВОЛИН стал воротами для студентов в мир цивилизованного автосервиса?

Мы решили показать будущим специалистам лучшее, что знали сами. Можно долго рассказывать о перспективах, зарплатах, условиях труда, оборудовании и инструменте, но эффективнее один раз всё это увидеть.

На первый праздник рабочих профессий мы пригласили студентов и мастеров производственного обучения десяти колледжей и техникумов Западного направления Московской области, чтобы все они были в курсе последних достижений современного авторемонта и актуальных требований рынка труда. Отмечу, именно отрасли, а не отдельного технического центра.

Мастер-классы проводили консультанты и технические тренеры мировых брендов автокомпонентов, инструмента и оборудования. Представляете восторг ребят?! Все они знают и уважают эти компании, а тут им выпал шанс поговорить с представителями зарубежных и отечественных гигантов, напрямую получить от них знания, пройти технический тренинг, задать любые вопросы! Они своими глазами увидели настоящие примеры успеха и карьерного роста – многие тренеры когда-то сами начинали свой путь в автомастерской. Тогда большинство студентов впервые увидело разнообразие специальностей и возможности автосервиса.

Почему вы решили создать именно такой необычный формат? Тут и состязание юных механиков, и вовлекающее обучение, и профориентация, и самый настоящий праздник с огромным числом активностей и развлечений…

Мне очень хотелось показать молодым ребятам насколько наша профессия увлекательная, интересная и творческая. Более 15 лет я принимала участие во многих международных выставках, таких как Automechanika во Франкфурте-на-Майне, Autopromotec в Болонье, и т.д. На стендах всегда можно увидеть самые последние достижения инженерных разработок производителей оборудования для авторемонта или получить ответы на свои вопросы от первых лиц компании – представителей бренда. В финальные дни там проходят зрелищные состязания автомехаников всех возрастов и регалий. Они демонстрируют опыт владения инструментом, свои ремесло и компетенцию. Мне очень понравился этот формат, и я решила сделать его частью нашего праздника с акцентом на профориентацию для студентов.

Формат праздника появился неслучайно. В Германии есть традиционный День Механика, на который принято приходить целыми семьями. Дети видят, чем занимаются их родители, гордятся ими — именно так и создаются династии. Главное – это объединение успешного советского опыта наставничества и развитой международной производственной культуры автомобилестроения за счет привлечения технических тренеров ведущих мировых производителей автокомпонентов и гаражного оборудования.

Уверена, что формат мы создали правильный. Судите сами: три года назад на праздник пришло около 100 участников, при том многих приходилось уговаривать. В 2023 году к нам приехали больше 1200 участников из шести стран мира, в том Китая, Кореи, Беларуси, Казахстана, Киргизстана. Праздник стал настоящим международным Фестивалем, он постоянно расширяется, появляются новые направления, соответственно, умножается число партнеров. География мероприятия увеличивается в разы.

Расскажите о нововведениях Фестиваля 2023 года

Главное, что теперь мы делаем ставку на квалификацию и профориентацию не в общем смысле, а с упором на конкретные специальности авторемонта и автотехобслуживания. В этом году ребята могли попробовать все 26 востребованных специальностей автосервиса буквально своими руками. Мы внедрили больше активностей для школьников и дошкольников, так как профориентация должна быть ранней. В этом смысле мне очень нравится европейский опыт дуального образования, когда будущие специалисты очень рано усваивают критерии качества обслуживания и эталона производственной культуры будущего места работы.

И, конечно, растет число партнеров. В Фестивале впервые участвовало ДОСААФ с программой военно-патриотического воспитания. Сотрудничество с ним дает дополнительные возможности нашим студентам, они могут получить бесплатно специальность водителя, права категорий B и C. После выпуска они обязаны отслужить в армии, к этому времени у них уже будет две востребованные профессии: водитель грузового и легкового транспорта и автомеханик, — служба в ВС РФ станет этапом осознанного развития.

Отмечу, что нас очень воодушевила поддержка отраслевиков в этом году. В Фестивале участвовал Профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ. От автомобилестроителей присутствовал Московский автозавод «МОСКВИЧ», который продемонстрировал новейший электромобиль Москвич 3е, ПАО «КАМАЗ», представивший свой электробус, и представители бренда JAC Motors со своей продукцией. Конечно же, традиционно нас поддержало большое количество производителей автокомпонентов и оборудования для автосервисов, ведущие выставки страны, отраслевые и общественные объединения СПКА, ОАР, РОАД, НАПТО, «ОПОРА РОССИИ», Союз «Одинцовская Торгово-промышленная палата», отраслевые журналы, информационные ресурсы.

Мы серьезно расширили культурно-просветительское направление: пригласили к участию музей-заповедник «Бородинское поле», чтобы ребята лучше знали историю своей страны. Спортивное направление представил стенд школы олимпийского резерва Одинцовского городского округа Московской области, участники команды софтбола «Калита». Отдельным треком мы провели музыкально-творческий конкурс среди колледжей и техникумов Московской области и конкурс детского рисунка между дошкольными учреждениями Одинцовского округа Московской области.

Кстати, да. Многие обратили внимание, что в этом году Фестиваль стал очень разнонаправленным. Автомеханикам действительно нужен спорт, творчество и знание истории?

Разумеется. Ведь, только воспитанные и образованные люди становятся хорошими специалистами, достойными гражданами страны. Эрудиция, увлечения и жизненный опыт помогают смотреть на жизнь шире, планировать её и ставить цели. Именно широкий кругозор помогает автомеханику стать квалифицированным диагностом, агрегатчиком, мотористом, директором сервисной станции или руководителем технического отдела в международной компании.

Мы проводим Фестиваль три года подряд, а сейчас обучаем десятый поток студентов по нашей дуальной производственной программе обучения. Почти все выпускники трудоустроены и работают по специальности, а новички-студенты у них в подмастерьях. Интересно наблюдать за ними. Очень хорошо видно, что лучшими специалистами оказывается именно те, кто интересуется жизнью, спортом, историей. Только из увлеченных людей получаются лучшие специалисты, ведь без интереса к жизни невозможен интерес к профессии.

То, что в этом году к Фестивалю присоединились вузы, говорит о готовности системы образования включиться в качественную подготовку кадров для сферы авторемонта?

К сожалению, готовность только локальная. Слишком много зависит от конкретных людей — есть люди со стороны работодателей и колледжей, которые готовы вкладывать свои силы в развитие студентов. Это значит, что будут сотни грамотных специалистов. Если таких энтузиастов нет на местах, нет и результатов. Сейчас нам нужны системные решения на уровне региональных, федеральных министерств и департаментов образования. Накоплен огромный методический материал и положительный опыт, пришло время использовать и тиражировать его. Система профессионального образования не может существовать без работодателя, без практики на предприятии. Именно бизнес должен заказывать образованию компетенции и квалификации будущих специалистов.

Стоит ли в таком случае ожидать расширения программы Фестиваля в следующем году, чтобы энтузиастов от системы образования становилось больше?

Да, мы планируем запустить отдельную программу для мастеров колледжей, будем активнее вовлекать их в пленарные дискуссии и тренинги. Для этого, к каждому учебному заведению прикрепим волонтеров-кураторов, которые смогут сопровождать студентов, освободив время для преподавателей.

А еще, как я уже говорила, мы сделаем практическую ставку на раннюю профориентацию. Она должна начинаться со школьной скамьи и быть непрерывной. Мы уже подписали соглашение с заведениями среднего образования по программе «Билет в будущее», чтобы принимать учеников на экскурсии.

Думаю, что мы введем и новое направление – предпринимательское право – для ребят, желающих открыть свое собственное дело. Кроме того, на Фестиваль 2024 года пригласим секции авто- и мотоспорта, чтобы активнее вовлекать талантливую молодежь.

Как вы думаете, какие перспективы развития у Фестиваля?

Сегодня я точно могу сказать, что наш Фестиваль востребован. Он уже начал формироваться в настоящее движение, в площадку для коммуникации и сотрудничества. При том, не только внутри отраслевого сообщества. Мы получаем большое число обращений от ИТ-сферы, сектора сервисных услуг, агропромышленного и туристического направлений, от общественных организаций и от автомобилестроителей. Многие хотят стать нашими партнерами, включить собственные секции в мероприятие. Полагаю, что Фестиваль, родившийся из праздника, может продолжить расти, став полноценным кластером рабочих профессий в автомобилестроении и автотехобслуживании России.

А в более близкой перспективе мне бы хотелось транслировать наш опыт в регионы и собирать местных отраслевиков на базе мощных производственных площадок в промышленных городах России, приглашать туда колледжи, вузы, производителей автокомпонентов, оборудования, поставщиков, представителей власти и общественных объединений и вместе выстраивать схему воспитания и образования молодых квалифицированных кадров. Для ребят из глубинки это станет настоящим подарком судьбы – не придется бежать в Москву или Питер, чтобы полноценно учиться и развиваться, хорошо зарабатывать и строить собственную карьеру. Они смогут делать это у себя дома. Где родился, там и пригодился.

В общем, дел предстоит много. И мы с ними справимся благодаря вере в молодое поколение, любви к профессии, желанию и поддержке наших партнеров-единомышленников!

Подготовил Иван Лапырин

По материалам сайта Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ»

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»