Представители Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по электроэнергетике обсудили в Госдуме развитие внутреннего рынка газа
14 февраля в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол на тему «Развитие внутреннего рынка газа. Переход к конкурентному ценообразованию». От Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по электроэнергетике в дискуссии приняла участие директор Центра энергетической и правовой помощи, ученый, внесший вклад в развитие науки в области энергетического права, Елена Пронина.
![](/site/assets/files/43673/5a42a4b8-81cd-4e8d-9e12-170c09ebf0d7_1.1536x1152.webp)
Открывая дискуссию, председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный отметил, что природный газ остается единственным энергоресурсом, цены на который на внутреннем рынке регулируются государством. При этом в сфере поставок населению и приравненным к ним категориям потребителей цены на газ сохраняются на уровне ниже промышленных, что усиливает социальную нагрузку на ПАО «Газпром», основного поставщика газа в этом сегменте рынка, увеличивая масштаб внутреннего перекрестного субсидирования. Одновременно экспорт трубного газа, за счет которого ранее субсидировался внутренний рынок газа, значительно снижается в связи с геополитической ситуацией, соответственно, снижаются и возможности субсидирования.
«В сложившейся ситуации газовая отрасль должна от экспортной модели перейти как минимум к опоре на внутренний и внешний спрос в равной степени, чтобы внутри страны также формировались источники для развития отрасли. Это означает ускоренную максимально возможную газификацию регионов, в том числе за счет СПГ и СУГ, расширение использования газомоторного топлива, СПГ на транспорте, ускоренное развитие нефтегазохимии, соответствующую господдержку и нормативное обеспечение», — сказал Павел Завальный.
Елена Пронина, со своей стороны, подчеркнула, что газификация регионов нашей страны является одним из приоритетных направлений проводимой государственной политики. «Для увеличения темпов газификации России в сжатые сроки было принято пять ключевых федеральных законов и 19 постановлений Правительства РФ. Тем не менее четкие нормы и правила поведения игроков на рынке газификации, в частности социальной газификации (догазификации), не определены», — отметила она, добавив, что сейчас существует «дорожная карта», но принятых законов и постановлений, которые бы регулировали многие сложные ситуации, не хватает.
На рассмотрении в Госдуме находятся несколько законопроектов, которые позволят избежать двоякости толкования норм права, один из них — проект Федерального закона № 49335-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации». Законопроектом уточняется понятийный аппарат (в частности, вводится понятие «схема газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации», которая разрабатывается на основании принятых актуальных энергобалансов), а также предлагаются механизмы реализации газификации в отдельных субъектах РФ.
Вносимыми изменениями затрагивается ряд сопутствующих важных вопросов: проектирование газовых сетей, объектов капитального строительства, где предполагается использовать газ в качестве топлива для обогрева зданий и сооружений. Предлагаемые законопроектом изменения позволят снять правовые пробелы в вопросах реализации программ газификации.
Самым болезненным вопросом по программе догазификации является вопрос компенсации денежных средств, затраченных на строительство газопроводов, собственникам газораспределительных сетей (юр- и физлицам). «На практике происходит так, что при построенном газопроводе и при наличии технической возможности новый заявитель оплачивает только подключение и оборудование, но не компенсирует затраты остальных владельцев на строительство газопровода. Это сейчас является камнем преткновения на пути согласия участия в программе догазификации. Проблема требует безотлагательного решения», — отметила Елена Пронина.
Помимо этого, существует правовая коллизия с частными газопроводами. В настоящее время прорабатывается подход, при котором физ- и юрлица — собственники сетей газораспределения получают статус газораспределительной организации с установленным тарифом на транспортировку газа и право осуществлять подключение новых абонентов как самостоятельная газораспределительная организация, взимая соответствующую плату за подключение и транспортировку газа согласно установленным тарифам. Очевидно, что в этом случае потребуется разработка критериев и понимание дальнейших действий в отношении организаций, не подпадающих под предложенные критерии.
«Также необходимо решить проблему бесхозяйных газовых сетей. Сейчас отсутствует эффективный правовой механизм передачи бесхозных газовых сетей в газораспределительные организации. Эти процедуры зачастую связаны с очень затяжными судебными разбирательствами», — отметила Елена Пронина. Также она подчеркнула, что перечисленные правовые пробелы в законодательстве выступают сдерживающим фактором реализации мероприятий по газификации и развития внутреннего рынка газа. Заполнение этих пробелов требует безотлагательного принятия решений.
Комитет ГД по энергетике даст рекомендации Правительству РФ, Министерству энергетики РФ совместно с ФАС России, АО «СПбМТСБ» и ПАО «Газпром», Министерству промышленности и торговли РФ с учетом текущей экономической ситуации.