cn

Новости

Крупный, средний и малый бизнес: партнеры или конкуренты?

Ключевые вопросы взаимодействия офлайн и онлайн-ритейла обсудили на XIII Всероссийском форуме «Малая и средняя торговля в России» в Москве в контексте разработки новой национальной модели торговли в условиях цифровизации. Мероприятие объединило участников для поиска способа выстроить баланс между офлайн-ритейлом и маркетплейсами, поддержать малый бизнес в условиях, когда платформы становятся все более требовательными, а малый бизнес испытывает сложные времена.


О подходах к работе над национальной стратегией торговли рассказал модератор сессии — директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов. Спикер отметил, что законодательство о торговле требует срочного обновления: «Закон о торговле был принят, когда маркетплейсов не было. Сейчас невозможно отделить интернет-торговлю от традиционной. Необходимо привести законодательство и регулирование в соответствие с современными реалиями жизни. Существующие дисбалансы нужно устранить».

Никита Кузнецов подчеркнул, что национальная стратегия развития торговли должна учитывать создание каналов сбыта в первую очередь для российских производителей. Другой аспект – ответственность цифровых платформ за качество и легальность товара, защиту прав потребителей и продавцов, в том числе от частых изменений условий работы. По словам спикера, необходимо поддерживать российских производителей. Так, только полноценная реализация «русской полки» может привести к появлению 15 триллионов рублей в экономике. Также Никита Кузнецов подчеркнул значимость развития потребительской кооперации как форму вовлечения граждан и мелких производителей в экономическую деятельность.

Подход Минпромторга поддержали крупные сети. Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Иван Карабельников отметил, что хотя маркетплейсы снижают порог входа на рынок для небольших игроков, платформы все же получают преимущества, снижающие не только конкуренцию, но и рентабельность своих селлеров.

Эксперт обратил внимание, что маркетплейсы получили неправомерные преимущества, например, в части продажи продуктов питания. В соответствии со статьями 9 и 13 «Закона о торговле» для сетей установлены четкие сроки оплаты, лимит на бонусы не более 5%, ограничения на возврат товара и удержание за утилизацию. Маркетплейсы эти требования не соблюдают. Также Иван Карабельников отметил, что они обходят букву закона о платформенной экономике, который ограничивает скидки продавцов. Маркетплейс сам снижает цену товара, «компенсирует» это продавцу, при этом поднимая комиссию. В результате продавец теряет деньги, маркетплейс контролирует цену, а нарушение формально отсутствует.

В результате скидок, в том числе навязанных, происходит девальвация брендов: премиум-товар в офлайн-магазине стоит гораздо дороже, чем на маркетплейсе, в результате претендующий на высокие позиции бренд теряет позиционирование и становится «товаром средней категории».

Представитель АКОРТ предложил распространить нормы «Закона о торговле» на маркетплейсы — уравнять условия для справедливой конкуренции, а также ограничить инвестиции маркетплейсов в скидки, приведя пример регулирования в Турции, где потолок составляет 2% оборота для средних платформ, 0,3% — для крупных. По мнению спикера, национальная модель торговли должна нести не дерегулирование, а устранение дисбаланса через более жесткое регулирование платформ.

Позицию платформ обозначила директор по взаимодействию с федеральными органами власти Ozon Елена Заева. По словам спикера, с позиции маркетплейса регулирование должно двигаться в сторону лучших практик, а не устаревших норм, которые вызывают неудобства даже у офлайн-розницы. Елена Заева отметила, что нужно сначала определить цели, а потом подходить к регулированию.

В настоящее время платформы представляют возможности всем категориям бизнеса и иногда служат безальтернативным проводником торговли. Так, спикер отметила, что каждая категория бизнеса находит на маркетплейсах свой сегмент и свою нишу. При этом маркетплейсы не имеют рыночной власти над поставщиками. Когда маркетплейс покупает товар, условия согласовываются, поставщики получают те условия, которые хотят, иначе бы они не подписывали договоры. То, что крупные и мелкие поставщики договариваются по-разному — это нормальная рыночная практика.

Елена Заева подчеркнула важную роль платформ для отдаленных регионов: «Маркетплейсы снизили барьеры входа на рынок для малого бизнеса и дали покупателям большой выбор. В некоторых населенных пунктах только пункт выдачи маркетплейса и является торговой точкой. Платформы доказали, что торговля может прийти туда, где ее не было».

Затем начальник Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС России Надежда Шаравская рассказала, что ведомство всегда поддерживало развитие малого бизнеса, так как он позволяет расширять ассортимент товаров и услуг для потребителей. Но при этом придерживается необходимости выстраивать комплементарные отношения.

«Малый бизнес и крупные торговые сети удовлетворяют различные запросы потребителей. Малый бизнес гибче, работает ближе к потребителю, знает его потребности. Это основной канал продаж для малых производителей», — отметила представитель ФАС России.

В этом контексте особенно важна поддержка НТО, которые спикер назвала основным каналом продажи для малых поставщиков. «Хотелось бы, чтобы в новой национальной модели развитие нестационарной торговли было тоже предусмотрено. К нам поступает огромное количество обращений и жалоб из всех регионов страны, именно касающихся недобросовестных действий при размещении и распределении нестационарных торговых объектов. Хотелось бы урегулировать многие системные проблемы, которые есть в этой области, для этого мы активно собираем практику», — рассказала Надежда Шаравская.

Спикер напомнила, что причиной нового витка регулирования торговли стало большое количество противоречий, касающихся поведения торговых сетей. Надежда Шаравская привела пример эскалации проблемы — судебное дело дискаунтера «Светофор», по деятельности которого в ФАС возбуждено 27 дел.

Однако проблемы офлайн и онлайн ретейла не тождественны, а значит причин уравнивать регулирование нет. Спикер обратила внимание на пятый антимонопольный пакет и Закон о защите конкуренции, где усилен контроль и введены новые понятия онлайн-торговли, цифровых площадок, сетевого эффекта.

«В данном случае законодательство постепенно решает те проблемы, которые возникают в онлайн-торговле. В него еще будут внесены поправки, но они будут соответствовать именно аспектам ведения онлайн-торговли. Более того, закон о торговле также распространяется на маркетплейсы. Например, девятая статья — не только для торговых сетей, но и для любых розничных продавцов», — объяснила представитель ФАС.

Мнение офлайн-ритейла представил генеральный директор сети малоформатных магазинов «Зеленая улица» Валентин Глухов: «Маркетплейсы торгуют своей продукцией по ценам, которые ниже наших закупочных. Их алгоритмы продвигают собственные товары вверх. Мы выводим продукцию, которую уже продавали на маркетплейсе, потому что конкурировать невозможно».

В свою очередь Уполномоченный по защите прав предпринимателей Приморского края Наталья Кошелева также выступила за поиск точек соприкосновения и синергии, а не конкуренции. Спикер предложила рассмотреть в первую очередь взаимодействие офлайн и онлайн, например, совмещение торговых точек на одной площади. «Можно рассмотреть вопрос оптимизации размещения в магазине ПВЗ и одновременно товаров, которые хорошо оборачиваются. Это поможет добиться главной цели — сохранить интерес потребителя. А он должен чувствовать себя комфортно, неважно, где он живет, в Калининграде, во Владивостоке, в Сибири, в Москве. Главное — комфортная среда, которая поможет удержать», — рассказала бизнес-омбудсмен.

Участники сессии сошлись во мнении, что новая национальная модель торговли должна учитывать интересы всех участников рынка — от производителей до потребителей — и не может строиться на устаревших принципах регулирования. Ключевой задачей остается поиск баланса между развитием цифровых технологий и защитой традиционной торговой инфраструктуры.

По итогам дискуссии принято решение создать рабочую группу для подготовки конкретных предложений по изменению законодательства, которые будут учитывать специфику как офлайн, так и онлайн торговли. Предложения будут направлены в Минпромторг и другие ведомства для дальнейшей проработки.

Всероссийский форум «Малая и средняя торговля в России 2025» организован Ассоциацией малоформатной торговли совместно с Минпромторгом России при участии «ОПОРЫ РОССИИ», межрегиональной общественной организации «Торгово-промышленное содружество» (Торгпром) и Национальной ассоциации производителей и продавцов энергетических напитков (НАЭН).

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»