Эксперт профильного Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» рассказал о ситуации с потребительским экстремизмом в автомобильной отрасли
Председатель Комитета по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса Иркутской «ОПОРЫ РОССИИ», генеральный директор техцентра «MCService» Виктор Комышан поделился своим видением ситуации с потребительскими злоупотреблениями. Эксперт рассказал, как действовать сотрудникам дилерских центров и СТО при получении сомнительных претензий.
Декрет № 6 Высшего Государственного совета Союзного государства «О Единых правилах в области защиты прав потребителей» изменил правила потребительских споров, введя бессрочную и персональную ответственность для учредителей и руководителей компаний, что увеличивает финансовые риски для бизнеса.
Документ также освобождает потребителей от уплаты госпошлины, что может привести к росту числа исков. Неустойка для услуг и работ теперь не ограничена, а сроки возврата денег за товар сокращены до 7 или 14 дней. Также Декрет № 6 сократил максимальный срок устранения недостатков товара с 45 до 14 дней.
Эти изменения создают давление на ретейлеров и сервисные центры, увеличивая вероятность просрочек и начисления неустоек. Применение Декрета № 6 вызывает вопросы у профессионального сообщества и судей, так как его правовой статус остается дискуссионным.
Некоторые суды считают документ рамочным, а другие — обязательным для применения. Для бизнеса это означает необходимость внимательно отслеживать формирующуюся судебную практику и быть готовым аргументировать неприменимость Декрета № 6 в каждом конкретном споре.
Проблема потребительского экстремизма становится все более актуальной, особенно в сфере авторынка. Недобросовестные покупатели используют лазейки в законодательстве, чтобы получить необоснованные выгоды. Например, они могут эксплуатировать автомобиль в течение нескольких лет, а затем, когда гарантийный срок подходит к концу, начинают предъявлять претензии по незначительным дефектам, доводя их до статуса «существенных недостатков». Это позволяет им требовать возврата полной стоимости автомобиля, которая за годы эксплуатации могла значительно вырасти. В результате дилеры оказываются в сложной ситуации: они вынуждены выплачивать суммы, многократно превышающие первоначальную стоимость товара.
Наблюдаются случаи преднамеренного повреждения подержанных автомобилей с целью получения страховых выплат, которые могут в разы превышать рыночную стоимость транспортного средства. Страховые компании, в свою очередь, направляют такие автомобили на ремонт, чтобы минимизировать убытки.
Бывают случаи, когда люди специально покупают старые автомобили, создают им повреждения и получают от страховой компании полную выплату, например, 400 тысяч рублей, хотя сам автомобиль стоит гораздо меньше, около 250-300 тысяч рублей. Страховые компании, чтобы не платить деньги таким «автоюристам», отправляют эти машины к нам на ремонт. Так они экономят, получая отремонтированный автомобиль вместо выплаты.
Такие случаи становятся все более распространенными, и бизнесу необходимо разрабатывать стратегии защиты от подобных злоупотреблений.
При получении сомнительной претензии предпринимателю следует:
- зафиксировать претензию в системе учета, сохранив все документы и переписку;
- коммуницировать по шаблону, избегая эмоциональных реакций и двусмысленных формулировок;
- организовать проверку товара и, при необходимости, независимую экспертизу, уведомив об этом потребителя;
- подготовить юридическую оценку и, при необходимости, мотивированный отказ с подробным обоснованием;
- соблюдать сроки урегулирования претензий, так как срок имеет критическое значение.