Власти рассматривают сценарий отмены льготных программ кредитования МСП
Власти рассматривают сворачивание льготных программ кредитования малого и среднего предпринимательства (МСП), при котором выдача новых займов будет приостановлена, рассказали «Ведомостям» два источника, знакомых с обсуждением. Такой сценарий вошел в один из возможных вариантов меню инструментов по развитию малого бизнеса в 2025–2030 гг. Если решение будет принято в пользу отказа от льготных программ, то затраты бюджета ограничатся только продолжением субсидирования уже выданных кредитов. Это потребует 150 млрд руб., следует из материалов, которые обсуждались на стратегической сессии в правительстве (есть у «Ведомостей»). Сохранение льготных программ будет стоить в следующие шесть лет 370 млрд руб., из которых на новые выдачи будет направлено 220 млрд руб. Это позволит предоставить кредитов МСП на сумму около 2 трлн руб., следует из материалов со стратегической сессии. Речь идет о двух льготных программах кредитования МСП – «1764» и инвестиционной для бизнеса из приоритетных отраслей.
Сомнения в продолжении льготных программ связаны с их растущей стоимостью для бюджета из-за ключевой ставки. С другой стороны, банки также гораздо менее заинтересованы предоставлять займы, поскольку величина субсидии не покрывает их рисков по кредиту, отметил один из собеседников «Ведомостей». По его словам, это традиционный в целом спор о том, как надо использовать бюджетные ресурсы в условиях их ограниченности.
Программа «1764» была запущена в рамках нацпроекта по развитию МСП в 2019 г. Субсидия банкам по ней рассчитывается как ключевая ставка, уменьшенная на 8,75 и на 7,75% – для малых и средних предприятий соответственно. Максимальная ставка по ней ограничена 15,75%, уровень ключевой 26 июля был повышен до 18%.
Инвестиционная программа для бизнеса из приоритетных отраслей, или так называемая комбинированная, начала действовать в 2023 г. Она совмещает два вида поддержки – субсидирование по «1764» и льготное фондирование по программе стимулирования кредитования (ПСК) Банка России и Корпорации МСП.
Ставка по ней составляет не более 9% для малого бизнеса и не более 7,5% для среднего. На займы по льготной ставке могут рассчитывать компании МСП обрабатывающих производств, в сфере информации и связи, гостиницы и общепит, а также осуществляющие профессиональную, научную и техническую деятельность. Период субсидирования ставки со стороны правительства составляет три года, хотя сам срок кредита может доходить до 10 лет.
По кредитам на инвестиционные цели, которые сейчас преобладают в статистике выдач, правительство возмещает банкам разницу между ключевой ставкой, уменьшенной на 5%. Таким образом, по инвесткредитам после повышения ключевой ставки ЦБ до 18% банки смогут получить субсидию по процентным платежам в размере 13%.
Сейчас власти рассматривают два варианта финансирования федерального проекта по развитию МСП, писали «Ведомости» 25 июля. Базовый вариант (максимальный с точки зрения затрат) предполагает, что расходы на поддержку сектора в 2025–2030 гг. составят около 650 млрд руб., консервативный – около 230 млрд. В числе мероприятий базового сценария – льготные кредиты, предоставление зонтичных поручительств КМСП и региональных гарантийных организаций (РГО), возмещение затрат при выходе на биржу, поддержка МСП+ (компании, которые выросли из лимитов малого и среднего бизнеса), поддержка экспорта, гранты молодым предпринимателям и фермерам, строительство бизнес-парков, консультации для граждан, желающих начать свое дело. Предполагается, что именно этот вариант позволит достичь цели по приросту доходов на одного сотрудника МСП. В то же время консервативный вариант предполагает более узкий список мер – субсидирование по уже выданным льготным кредитам и зонтичным поручительствам, поддержку экспорта МСП, предоставление услуг для начинающих предпринимателей и строительство бизнес-парков.
Представитель Минфина перенаправил вопросы в Минэк, где по существу «Ведомостям» не ответили. Ранее представитель Минэка сообщал, что структура федерального проекта еще формируется, а с Минфином прорабатываются различные сценарии бюджетных параметров. «Ведомости» отправили запрос представителю правительства, ЦБ, Корпорации МСП, а также в крупнейшие банки.
Результаты программы
За период действия профильного нацпроекта на льготное кредитование МСП было выделено 164 млрд руб. и предоставлено займов на общую сумму 4,7 трлн руб. При этом большая часть поддержки была реализована в период пандемии, тогда для бизнеса действовали кроме «1764» и другие программы. Например, предполагавшие списание основного тела долга и процентов по кредитам в случае выполнения ряда условий (в том числе неувольнения сотрудников). В 2023 г. около 100 000 субъектов малого и среднего бизнеса привлекли более 1,5 трлн руб. кредитов по льготным программам, которые входили в нацпроект МСП, сообщало ранее правительство. По программе «1764» в 2023 г. было заключено 27 100 кредитных договоров на 638,5 млрд руб., по ПСК было выдано 5300 кредитов на сумму 199 млрд руб. Комбинированная программа получила финансирование для 817 проектов на общую сумму 92,8 млрд руб., говорилось в сообщении правительства.
По итогам I квартала 2024 г. субъекты МСП заключили 5100 кредитных договоров по программе «1764», сообщал Минэк. Малым бизнесом, в том числе микропредприятиями, привлечено 70% от общего объема льготных кредитов, средним – 30%.
Среди всех мер поддержки субсидирование ставок по льготному кредитованию – наиболее важная составляющая. В особенности она нужна малому бизнесу, когда ставки на рынке высоки, считает Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам Павел Самиев. Для некоторых предпринимателей это единственная возможность кредитования, добавил он. В то же время доля льготных кредитов в общем объеме займов МСП снизилась с 30% в 2020 г. до 10% в 2023 г., отметил он. Кроме того, из-за роста ставки увеличиваются расходы государства на обслуживание льготных кредитов, для банков это может не покрывать всех потерь в маржинальности, отметил Самиев. Это связано с тем, что субсидия уже не покрывает рыночную ставку, которую банки готовы давать малому бизнесу.
По данным Банка России, кредитный портфель МСП вырос на 1 июня 2024 г. до 14,2 трлн руб. с 12,4 трлн на начало года. В мае объем кредитов, выданных МСП, составил 2 трлн руб. (рост по сравнению с апрелем на 23%). В структуре отраслей преобладали профессиональная, научная и техническая сфера (19,6% всех кредитов), строительство (17,5%), торговля (14,2%) и деятельность по операциям с недвижимым имуществом (13,3%), следует из данных ЦБ. Средневзвешенная процентная ставка для малого и среднего бизнеса по кредитам до года составляла 17,04% в мае, по долгосрочным займам – до 15,55%.
В политике поддержки МСП важны не столько льготные программы кредитования, сколько сама ключевая ставка, считает вице-президент «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. По его словам, лишь 10% представителей малого бизнеса имеют ясное представление о том, какие существуют программы поддержки.
В условиях оптимизации расходов бюджета важно проанализировать эффективность программ – какой был бы эффект, если бы их не было, полагает Данилов-Данильян. Реализация льготных программ кредитования малого и среднего бизнеса не только оказала серьезное содействие предпринимателям в период пандемии и в условиях трансформации экономики и санкций, но и помогла сектору МСП добиться рекордных показателей развития, спорит заместитель генерального директора ЦСР Марат Фаттахов.
Смещение фокуса поддержки
С учетом повышения ставки ЦБ процент по коммерческим кредитам в банках для МСП будет на уровне 24%, в МФО – на порядок выше. В любом случае для бизнеса это неподъемная стоимость денег, отмечает Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин. Согласно исследованию RSBI, в июле начался спад в одобрении кредитов банками для МСП, при этом фиксируются рекорды депозитов и физлиц, и юрлиц, отмечает он. «Депозиты стали выгоднее, чем ведение бизнеса», – говорит Калинин.
Поддержка в рамках льготных программ уже сейчас смещается в сторону приоритетных отраслей и системно значимых организаций, фиксирует Фаттахов. В частности, из 130 млрд руб., выданных субъектам МСП в I квартале 2024 г. по программе «1764», наиболее значительная доля – 68,4 млрд руб. – приходится на предприятия обрабатывающего сектора.
Как правило, такие компании и решают задачи импортозамещения продукции, и участвуют в выходе на зарубежные рынки, помогая тем самым достижению национальных целей, полагает эксперт.
Вопрос донастройки существующих программ стимулирования и кредитования МСП требует дополнительного изучения, при их изменении важно сфокусироваться на повышении производительности труда и масштабировании бизнеса, обеспечении выхода его на новые уровни развития и освоении новых рынков, считает Фаттахов. Вместо отмены программ можно было бы предусмотреть реформирование механизма, например увеличить субсидирование со стороны государства, изменить формулу расчета ставки для заемщика или ужесточать критерии получения, считает Самиев.
Источник: Ведомости
Фото: Freepik