Поправки в закон о госконтроле: как будут проходить проверки в 2025 году
В новом году в контрольно-надзорной деятельности ожидаются большие изменения. До конца года заканчивает действие мораторий на внеплановые проверки. Вместе с тем Совет Федерации уже одобрил поправки в Закон о государственном и муниципальном контроле в РФ. В статье рассказываем, какие нововведения стоит учесть предпринимателям, и как в 2025 году будут проходить проверки и другие контрольные надзорные мероприятия (КНМ).
Как часто будут проходить плановые проверки и обязательные профилактические визиты?
Периодичность плановых контрольных мероприятий и обязательных профилактических визитов будет зависеть от категорий риска:
- чрезвычайно высокий риск — одна или две проверка в год;
- высокий риск — проверка раз в два года или один профилактический визит в год;
- значительный, средний и умеренный риск — обязательные профилактические визиты, частоту которых определит Правительство;
- низкий риск — плановые проверки не проводятся.
Узнать, попал ли бизнес в план проверок и будут ли проведены обязательные профвизиты можно на портале Генеральной прокуратуры РФ proverki.gov.ru в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Какие предусмотрены основания для проведения проверок?
Большинство внеплановых проверок должно быть согласовано с прокуратурой. Но есть исключения. Например, контрольный орган должен будет в течение 24 часов начать проверку, если ему поступит информация о непосредственной угрозе или причинении ущерба жизни и здоровью, безопасности государства, окружающей среде и т.д. В таблице приводим подробный перечень поводов для визитов контролеров.
Основание для проверки | Требуется ли согласование с прокуратурой |
---|---|
наличие сведений о причинении вреда или об угрозе причинения вреда | да (при непосредственной угрозе проверка начинается с уведомлением прокуратуры) |
наступление сроков проведения КНМ |
нет (но планы проведения КНМ согласовываются с прокуратурой) |
поручение Президента РФ, Правительства РФ о проведении КНМ в отношении конкретных лиц | нет |
требование прокурора | нет |
истечение срока устранения ранее выявленных нарушений | да |
если проведение КНМ предусмотрено в программе проверок | да |
«срабатывание» индикатора риска | да |
наличие сведений об осуществлении деятельности без уведомления | нет |
уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профвизита | да |
возникновение ЧС | да (при непосредственной угрозе проверка начинается с уведомлением прокуратуры) |
поступление изъятых правоохранительными или контролирующими органами материалов, предметов | нет, но с извещением |
По отдельным видам контроля предусматриваются дополнительные основания для проведения КНМ, в частности:
- в рамках лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами и регионального жилищного контроля — обращения граждан в связи с защитой своих нарушенных прав;
- в рамках контроля за соблюдением трудового законодательства — обращения от работников о массовых (более 10% среднесписочной численности или более 10 человек) невыплатах заработной платы свыше одного месяца;
- в рамках контроля за обработкой персональных данных — распространение в интернете баз данных, содержащих персональные данные.
Как изменится профилактика нарушений?
Теперь будет два вида профилактических визитов: добровольные и обязательные.
Добровольные профвизиты проходят по инициативе проверяемого лица. По итогам таких мероприятий контролеры не вправе выдавать предписание об устранении выявленных нарушений. Если была выявлена явная непосредственная угроза причинения вреда, то информация направляется уполномоченному лицу для принятия решения о проверке.
В целях добровольного определения уровня соблюдения обязательных требований предприниматель может также провести самообследование. С 2025 года процедура самообследования не требует идентификации пользователя.
Для проведения обязательных профвизитов предусмотрен перечень оснований:
- отнесение контролируемого лица к соответствующей категории риска;
- получение контролирующим органом уведомления о начале предпринимательской деятельности;
- если проведение профвизита предусмотрено в программе проверок;
- поручение Президента РФ, Правительства РФ, губернатора;
- иные случаи, которые может определить Правительство.
Срок проведения обязательного профвизита составляет от 1 до 10 рабочих дней. Контролеры вправе увеличить этот срок на время проведения экспертиз. По итогам обязательного профвизита бизнесу могут выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Что предприниматели смогут обжаловать в досудебном порядке?
Возможности инструмента досудебного обжалования действий контрольных органов расширяются В досудебном порядке бизнес сможет обжаловать:
- решения о проведении КНМ;
- акты КНМ;
- предписания об устранении выявленных нарушений;
- действия (бездействие) должностных лиц контролирующих органов;
- отнесение к соответствующей категории риска;
- отказ в проведении обязательных профилактических визитов по заявлению контролируемого лица;
- решения по итогам профилактических и контрольных мероприятий.
Жалобы рассматриваются в течение 15 рабочих дней, жалобы по отнесению к соответствующей категории риска — в течение 5 рабочих дней.
Когда бизнес сможет отказать контролерам в проверке?
Цифровизация контрольно-надзорной деятельности повышает прозрачность проверок. Все контрольные мероприятия, а также предписания по результатам КНМ без взаимодействия с проверяемым будут отражаться в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Предприниматели смогут отказать инспектору в доступе на свои объекты, если в его документах отсутствует или некорректно нанесен QR-код со ссылкой на запись из реестра.
В ряде случаев проводить проверки и подтверждать устранение нарушений контролеры будут дистанционно, в том числе с помощью мобильного приложения «Инспектор».
Фото: Freepik