На ПМЭФ обсудили, как нужно совершенствовать налоговую систему и как проверяют бизнес после реформы КНД
В рамках Петербургского международного экономического форума состоялась деловая сессия «Совершенствование налоговой системы: справедливость, сбалансированность, стабильность». Позицию малого и среднего бизнеса представил Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин. Модератором сессии выступил председатель комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров. В этот же день состоялась сессия «Контроль (надзор): мораторий нельзя отменить. Где поставить запятую?», посвященная ключевым вопросам в сфере контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий. С предложением по совершенствованию системы КНД выступила Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян.
Совершенствование налоговой системы
3 июня Правительство РФ внесло на рассмотрение в Государственную Думу законопроекты по совершенствованию налоговой системы, отметил в своем вступительном слове Андрей Макаров. Представители органов власти, бизнес-объединений, экспертного сообщества провели большую работу по формированию параметров и, в связи с этим, Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам предложил всем участникам дискуссии оценить, учтен ли в изменениях вопрос сбалансированности интересов общества и государства, удалось ли сделать налоговую систему стабильной и предсказуемой.
Говоря о сбалансированности налоговой системы, министр экономического развития РФ Максим Решетников затронул вопрос инвестиционного вычета. Для его расчета будут разработаны и определены параметры с учетом региональных программ. Сейчас в проектируемых изменениях не прописан механизм применения инвестиционного вычета.
«В законе этот вопрос вынесен на уровне правительства. Очевидно, баланс придется искать динамический. Сложный разговор. Нам придется таргетировать инвестиции, выделять приоритеты, как избежать принципы индивидуализации льготы. Объемы и глубина ИНВ не будут автоматическими, и под них придется определять параметры. Надо понимать, что федеральный вычет не единствен, у нас есть региональные вычеты, нам нужно их активизировать», — сообщил министр.
Максим Решетников выделил еще один важный момент в законопроекте — это изменение по НДПИ. Размер ставки налога будут варьировать в зависимости от объективной ситуации на рынках. Это в том числе обеспечивает отсутствие в будущем инициатив по налогу на сверхприбыль, экспортным пошлинам и т.д.
«Мы должны понимать, что формируем предсказуемую, в том числе и для бизнеса, систему налогообложения, когда не налог на прибыль изымает сверхприбыль и сверхдоходы, а есть понятный и прозрачный гибкий НДПИ», — сказал Максим Решетников.
По итогам обсуждений справедливой налоговой системы в Правительстве учли многие предложения бизнеса. Законопроект, в частности, предусматривает комплексное решение ситуации с налоговой амнистией и переходом из малого бизнеса в средний. Руководитель ФНС Даниил Егоров рассказал, что параметры амнистии проговорили с предпринимателями из «ОПОРЫ РОССИИ», ТПП, РСПП и «Деловой России».
«Мы все варианты рассмотрели и выбирали из них. Оттуда, например, решение, что специально декларироваться в рамках амнистии не нужно, а достаточно активными действиями показать, что ты уже на том режиме, которому соответствуешь», — сказал Даниил Егоров.
По мнению Президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина, нынешние параметры донастройки отвечают принципам справедливости и сбалансированности.
Спикер напомнил, что принципиальная позиция бизнес-объединения заключалась в том, чтобы параметры для микробизнеса не менялись, в особенности тех, у кого обороты не достигают 60 млн рублей. В результате, позицию «ОПОРЫ РОССИИ» услышали и поддержали: 97% субъектов МСП изменения не затронули.
«Это говорит о сбалансированности системы. Также были увеличены пороги по УСН до 450 млн рублей, а было — 250 млн, реализован принцип справедливости: за счет введение ступенчатой шкалы НДФЛ фискальная нагрузка увеличивается для тех, у кого более высокие доходы, а людям с невысоким уровнем дохода будет предоставлено больше вычетов», — объяснил Калинин.
Вместе с тем, добавил спикер, Правительство РФ, Федеральная налоговая служба и профильные министерства сохранили лояльность самозанятых, сохранив особенности режима НПД.
Министр финансов РФ Антон Силуанов подчеркнул, что при подготовке законопроекта стремились к тому, чтобы изменения были сбалансированы для всех категорий налогоплательщиков, на которых они влияют. Подзаконные акты по изменению налоговой системы тоже будут обсуждать публично по аналогии с законом.
«По базовым налогам мы обеспечиваем стабильность, но жизнь идет, и какие-то нюансы все равно возникают. Но эти нюансы надо заранее обсуждать в парламенте с обществом и предпринимателями», — пояснил Антон Силуанов.
Предстоит еще большая работа, с тем чтобы все налоговые изменения стали нормами закона и воспринимались гражданами, как справедливые, отметил в завершение сессии Андрей Макаров.
«Справедливость налоговой системы определяется не только и даже не столько ставками налогов, сколько пониманием того, как государство распоряжается этими налогами. Я думаю, что все обсуждения это показали и сегодняшняя беседа тоже», — резюмировал Макаров.
Также свои позиции в рамках сессии озвучили первый заместитель председателя Государственной Думы Александр Жуков, заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев, президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, управляющий партнер «Технологии Доверия» Игорь Лотаков, партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept Михаил Орлов, Председатель «Деловой России» Алексей Репик, губернатор Челябинской области, председатель комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Экономика и финансы» Алексей Текслер, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) Тадзио Шиллинг и президент РСПП Александр Шохин.
Контрольно-надзорная деятельность в сфере предпринимательства
Также в рамках ПМЭФ-2024 состоялась деловая сессия «Контроль (надзор): мораторий нельзя отменить. Где поставить запятую?», модератором которой выступила аудитор Счётной палаты Светлана Орлова. Представители органов исполнительной и законодательной власти, а также общественных организаций подняли темы, связанные с реализацией и результатами реформы контрольно-надзорной деятельности.
Выступая на сессии, Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян отметила, что реализованная реформа контрольно-надзорной деятельности обеспечивает умный контроль, который связан с оценкой и управлением рисками.
«Благодаря реформе у бизнеса и контрольных органов появились категории и индикаторы рисков — это своеобразные рычаги, которые дают возможность управлять рисками. В результате созданы условия для взаимодействия бизнеса и власти в формате сотрудничества для достижения приемлемого уровня безопасности в обществе. Думаю, только в сотрудничестве можно достичь такого результата, а когда система основана на принципе наказаний, невозможно всех проконтролировать. То есть нужный результат получается только, когда обе стороны понимают, что и зачем они делают», — считает Марина Блудян.
Как добавила Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», большую роль при проведении реформы КНД сыграло и понимание, что при проверках следует учитывать добросовестность компании — первым этот термин ввели в Ростехнадзоре и сейчас эту добросовестность оценивают уже все контролирующие ведомства.
Далее спикер обратила внимание, что налоговая донастройка может стать причиной нового вызова для бизнеса в плане КНД. Это связано с тем, что маржа предприятий, которая сейчас составляет до 10%, станет еще меньше, соответственно, бизнес будет вынужден сокращать издержки. Для предотвращения возможных потерь для бизнеса Марина Блудян предложила исключить ряд требований для бизнеса, если нарушений со стороны бизнеса не было или если таковые нарушения не стали катализатором негативных последствий.
Позицию ответственных органов исполнительной власти на сессии представил Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Алексей Херсонцев. Спикер анонсировал доклад о результатах контрольно-надзорной деятельности в 2023 году который представит Правительству России Министр экономического развития России Максим Решетников 13 июня.
В прошлом году, отметил Алексей Херсонцев, в отношении бизнеса было проведено 88 тыс. проверок (без учета проверок строительных объектов и управляющих компаний). Такой низкий уровень обеспечивает мораторий на проверки. Однако сокращение числа проверок не являлось самоцелью, базовая задача — сокращение проверок при соблюдении условий обязательных требований.
Ключевой инструмент для реализации этой задачи — риск-ориентированный подход, который в прошлом году показал высокую эффективность: количество таких проверок выросло в 14 раз — это около 8 тыс. проверок, что тоже, уверены в Минэкономразвития РФ, немного. Ведомство стремится, чтобы вся проверочная масса переходила в этот тип работы, так как риск ориентированный подход уже показал 85%-ную эффективность выявления нарушений по индикаторам рисков.
Ключевая идея, по словам Алексея Херсонцева, в том, чтобы проверяющие приходили туда, где проверки необходимы, и не отвлекали от работы предприятия, где такие проверки не нужны.
Алексей Херсонцев также рассказал, что помимо проверок, ведомство использует:
- профилактические мероприятия (за первый квартал 2024 года — 270 тыс. визитов, это в 4,8 раза больше, чем проверок);
- проведение мероприятий без участия бизнеса (например, наблюдение за соблюдением требований, выездные обследования и др.);
- механизм дистанционного контроля (для его совершенствования разработано и проходит пилотное тестирование мобильное приложение «Инспектор» Минэка — совместный проект Минцифры);
- практика досудебного обжалования (18 тыс. обращений в 2023 году, из них более 20% решено в пользу обратившихся).
Также спикер рассказал о цифровых возможностях, которые недавно стали доступны предприятиям, в том числе это новый сервис «Уведомление о начале бизнеса» на Госуслугах упростил старт для предпринимателей (уже более семи тысяч организаций им воспользовались), а также упрощено лицензирование — сроки выдачи лицензии сократились в три раза.
«Это позволяет ставить добросовестный бизнес в более выгодные условия по отношению к тем, кто не подает уведомление о начале ведения предпринимательской деятельности, не получает лицензии и разрешения. При этом мы убеждены, что при появлении оснований предполагать, что ведется нелегальная предпринимательская деятельность, проверки должны проходить быстро и, соответственно, решения тоже должны приниматься быстро», — добавил Алексей Херсонцев.
Кроме того, участие в сессии приняли такие эксперты, как член Бюро правления РСПП Георгий Боос, вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова, Председатель Союза театральных деятелей России Владимир Машков, Председатель комитета Государственной по контролю Олег Морозов, губернатор Новгородской области Андрей Никитин, Заместитель директора, Департамент обеспечения регуляторной политики Правительства России Андрей Спиридонов, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Александр Трембицкий, член комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин и начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков.
В завершение сессии заместитель директора Департамента обеспечения регуляторной политики Правительства России Андрей Спиридонов вручил Марине Блудян Благодарность Аппарата Правительства России.
Фото: Росконгресс