cn

Новости

В Иркутской области обсудили создание единого туристического бренда для региона

3–4 декабря в Иркутске прошел Международный туристический форум «Время отдыхать на Байкале». Одной из ключевых стала секция «Туристический бренд Иркутской области», организованная Иркутской «ОПОРОЙ РОССИИ» при поддержке регионального Агентства по туризму. Главный вопрос повестки — как создать для региона такой же сильный и узнаваемый бренд, как у Алтая, Кузбасса или Москвы, чтобы за границами Сибири мгновенно ассоциировали образ с озером Байкал и всем многообразием территории.


Директор Агентства по туризму Иркутской области Евгения Найденова в приветственном слове обозначила ключевую задачу: необходимо отойти от восприятия региона как крупного промышленного субъекта. По словам спикера, в рамках брендирования надо создать уникальный образ, вызывающий желание возвращаться и делающий туристический объект узнаваемой визитной карточкой региона. Важно продумать, какие элементы позволят ассоциироваться именно с этим местом и подчеркнут его неповторимость.

Член Комитета по маркетингу и рекламе в интернете Иркутской «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Ефремова в своей презентации «Как сделать бренд эффективным» напомнила, что бренд — это в первую очередь маркетинговый инструмент, сокращающий путь от знакомства до результата. Эксперт подчеркнула, что за видимой частью «айсберга» (сайт, шрифт, визуал и др.) должна стоять прочная основа: смыслы, философия и ценности. Управление брендом, по словам Александры Ефремовой, невозможно без ключевых элементов: обещания потребителю и его исполнения, сильного образа, ценностей, созвучных целевой аудитории, и высокой миссии.

В свою очередь представитель Комитета по туризму Иркутской «ОПОРЫ РОССИИ» Ольга Димитревич предложила начать с малого — с идентификации ценного, что уже есть в регионе. Для этого в телеграм-канале в режиме реального времени был запущен опрос о том, что участники сессии больше всего любят в Иркутской области. Собранные ассоциации и эмоции в дальнейшем планируется проанализировать с помощью ИИ для выделения ключевых идей.

Заместитель Председатель Иркутской «ОПОРЫ РОССИИ» Иван Астафьев призвал к консолидации усилий всех заинтересованных сторон и отметил важность измеримости результатов. В качестве одного из инструментов вовлечения спикер предложил конкурс среди молодых дизайнеров для разработки визуальных решений на волонтерской основе.

Наиболее структурированный и проработанный подход, выработанный Иркутской «ОПОРОЙ РОССИИ» представила член Комитета по туризму Алена Ямщикова. Команда Комитета провела предварительную работу: опрос среди других отделений Организации и анализ открытых источников. Результатом стал пакет документов «Единая профессиональная бренд-матрица Иркутской области», выполненный в формате международного place-branding проекта. Документ включает стратегическую структуру, сравнительную аналитику, рекомендации по архитектуре бренда, портфель из 5 стратегических направлений, модель экосистемы, коммуникационные оси, целевые сегменты, визуальную систему, KPI и обобщенный нарратив региона.

Параллельно с общей дискуссией о бренде на сессиях форума звучали другие темы, которые освещали эксперты из Иркутской «ОПОРЫ РОССИИ»:

  • Кадры в туризме. Генеральный директор отеля «History» Марина Лесникова рассказала о нематериальной мотивации как ключевом факторе удержания персонала в отельном бизнесе. Спикер отметила, что в современном гостеприимстве каждый сотрудник — амбассадор, создающий уникальную атмосферу.
  • Гастрономический туризм. Организаторы фестиваля «Сытый Бабр» Евгений Кухта и Антон Кельберг представили успешный проект, который в 2025 году был признан лучшим гастрофестивалем России в своей категории. Фестиваль решает проблему восприятия Иркутска как транзитного пункта, превращая его в самостоятельную гастрономическую точку притяжения. Марина Лесникова также рассказала о фестивале «Байкал объединяет», который создает сеть профессиональных связей между 50 ресторанами региона.
  • Туризм в муниципалитетах. Председатель местного отделения Иркутской «ОПОРЫ России» в Братске Петр Волков выступил с презентацией «Большой Братск», призвав открыть для туристов север области. Спикер рассказал о потенциале Братского водохранилища, горнолыжного комплекса «Орехов камень» и других локациях, которые могут заинтересовать не только внешних, но и внутренних туристов.
  • Мерч с историей. Эксперт Алена Ямщикова представила линейку мерча «НеИсчезай», логотип которой основан на элементах барочных наличников старых иркутских домов. Этот проект — пример того, как история и культурный код города могут быть упакованы в современный продукт, несущий глубокий смысл о сохранении наследия.
  • Транспортная доступность. Региональный менеджер S7 Airlines Андрей Сушков привел данные о растущем пассажиропотоке аэропорта Иркутска, который по итогам 2025 года может достичь 4 млн человек. Спикер анонсировал работу над круглогодичными рейсами в Гуанчжоу и рассказал о гибких тарифах и системе группового бронирования важных для туроператоров.

По итогам форума Председатель Комитета по туризму Иркутской «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Пономарев отметил, что Иркутская область подошла к системному этапу создания своего туристического бренда: «Есть понимание цели от власти, экспертные методики от маркетологов, структурированные наработки от нашего бизнес-сообщества и множество ярких локальных проектов, которые могут стать “живыми” камнями в фундаменте будущего бренда. Главный вызов сейчас — синхронизировать эти усилия, найти объединяющую идею, которая сможет рассказать миру историю не только о Байкале, но и о всей многогранной Иркутской области».

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»