cn

Новости

15 Января 2025

Минтруд скоординирует работу субъектов по выявлению нелегальной занятости

Министерство труда разработало проект методических рекомендаций, которые должны скоординировать действия региональных комиссий по противодействию нелегальной занятости, начавших работу в прошлом году. В них Минтруд прописал, как должны действовать комиссии при работе с компаниями-нарушителями, а также предложил дополнить их еще одним критерием выявления незаконного трудоустройства. По итогам года регионы должны будут вывести из тени 700 000 человек.


Межведомственные региональные комиссии (в них входят представители органов исполнительной власти субъекта, государственных внебюджетных фондов и профсоюзы) заработали в регионах с 2024 г. Они должны проводить профилактику нелегальной занятости, а также выявлять и пресекать нарушения в этой сфере, следует из проекта рекомендаций.

Для выявления недобросовестных компаний комиссия должна будет заранее определить сферы с наибольшими рисками, следует из рекомендаций. В качестве примеров Минтруд называет торговлю, услуги (в частности, клининг, охрану, бытовые, транспортные, гостиничные услуги), авторемонт, общепит, строительство, сельское хозяйство и др. Непосредственно работу с нарушителями будут проводить созданные на базе комиссий рабочие группы, осуществляющие так называемые информационные выезды в организации с признаками нелегальной занятости. По итогам таких рейдов руководители компаний или предприниматели приглашаются на специальные заседания с участием прокуратуры, органов внутренних дел и ФНС, где им будет предложено добровольно оформить трудовые отношения с сотрудниками. В случае если этого не произойдет, информация о нарушениях будет передаваться комиссиями в органы Роструда и районную прокуратуру «для принятия мер реагирования», указано в документе.

Также Минтруд предлагает расширить перечень критериев, которые сигнализируют о рисках нелегальной занятости, следует из документа. Министерство считает, что межведомственные комиссии должны оценивать сведения об организациях, заключивших государственные или муниципальные контракты, объем услуг по которым не соответствует количеству официально трудоустроенных работников. С 1 марта 2024 г. действовало три критерия нелегальной занятости. Во-первых, если зарплата более чем у 10 работников ниже МРОТа (без учета доплат и выплат по гражданско-правовым договорам). Во-вторых, если у компании есть больше 10 договоров с самозанятыми, у которых среднемесячный доход превышает 20 000 руб., а продолжительность работы – более трех месяцев. В-третьих, если зарплата на предприятии отклоняется более чем на 35% от среднеотраслевой по региону.

Кроме того, в рекомендациях появился механизм, позволяющий отслеживать реальное, а не формальное выполнение работодателями требований законодательства. Ранее начальник управления налогообложения доходов физлиц и администрирования страховых взносов ФНС Михаил Сергеев отмечал, что значительное число трудовых соглашений, заключенных по итогам работы комиссий, были расторгнуты в течение месяца после подписания. Таким образом недобросовестные работодатели сохраняют возможность вернуть оформление отношений с сотрудником в исходное состояние, пояснял он. Согласно документу Минтруда, комиссии должны будут проводить регулярную сверку данных с соцфондом (СФР), чтобы подтвердить начисление страховых взносов за работников, с которыми были заключены договоры. Если же легализация будет происходить за счет оформления статуса самозанятого или ИП, то сверять сведения необходимо будет с ФНС, следует из рекомендаций.

В полномочия комиссии также будет включаться обязательная информационно-разъяснительная работа с населением, демонстрирующая «негативные последствия теневой занятости и преимущества официальных трудовых отношений», следует из документа. В частности, комиссиям предлагается публиковать соответствующие новости на своих официальных сайтах, размещать посты в соцсетях, распространять информацию в СМИ и т. п.

Экспериментальный метод

Пока документ «носит экспериментальный характер», в нем будут учтены замечания и предложения членов межведомственной рабочей группы по восстановлению рынка труда, полномочных представителей президента в федеральных округах, профсоюзов, а также всех субъектов РФ, сообщил представитель Роструда в ответ на запрос «Ведомостей». Апробация проекта в пилотном режиме запланирована на первое полугодие 2025 г. в пяти регионах (Омская, Нижегородская, Кировская, Ярославская и Свердловская области), добавил он.

За первые девять месяцев прошлого года в результате работы межведомственных комиссий было выявлено более 663 000 нелегально занятых, из которых в правовое поле переведено 620 000 человек (94%), рассказал «Ведомостям» представитель Роструда. KPI на 2025 г. установлен в размере более 700 000 человек, уточнил он.

Сейчас работу комиссий регулирует приказ Минтруда № 40Н (утверждает перечень данных, в том числе составляющих налоговую тайну, которые вправе запрашивать комиссии), а также постановление правительства № 571 от 3 мая 2024 г. (описывает общий порядок работы комиссии).

Несмотря на короткий срок существования этого института, представители государственных органов уже заявляли о некоторых проблемах в его работе. У комиссий отсутствуют «реальные рычаги понуждения», если нарушитель не является на комиссию и уклоняется от исполнения ее решения, сетовал директор департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда Михаил Кирсанов в ходе круглого стола в Совете Федерации в ноябре 2024 г. Выявленные нарушения также не могут стать основанием для проверки трудовой инспекции из-за действующего моратория на их проведение, пояснил он тогда.

Еще одна проблема, решить которую призваны рекомендации, – формальное выполнение регионами плановых показателей по снижению нелегальной занятости. За неполный 2024 год они отчитались о превышении KPI на 28%, рассказывала замначальника управления осуществления федерального надзора в сфере труда Роструда Елена Ширшова. При этом многие регионы обеспечили опережающие темпы, легализуя таких работников через оформление самозанятости или регистрацию ИП, в то время как показатель по заключению трудовых договоров остается невысоким, добавила она. Проект методических рекомендаций Минтруда учитывает это замечание, конкретизируя KPI: теперь количество заключенных трудовых договоров должно составлять не менее 50% от общего числа легализованных, следует из документа.

Чувствительный вопрос

Передача сведений комиссий в органы прокуратуры может расцениваться как давление на бизнес, кроме того, их «правовая природа» требует уточнений, считает Исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Шубин. При этом независимо от исхода заседания комиссии «вызов работодателя на ковер со столь представительными участниками изначально порождает у предпринимателя стресс и настороженность», отмечает он. По мнению Шубина, необходимо в первую очередь бороться с первопричиной нелегальной занятости – растущими издержками бизнеса, а также фокусироваться на тех предпринимателях, которые «совсем не платят ничего и работают в черной зоне».

Бизнесу придется столкнуться с усилением контроля за фондом оплаты труда, так как уже сейчас заметен ряд целенаправленных действий всех ветвей власти по обелению зарплат, полагает партнер «МЭФ Legal» Вадим Зарипов. При этом государству нельзя забывать о том, что режим налогообложения самозанятых уже легализовал часть доходов и увеличил поступления в бюджет, поэтому «излишний прессинг» компаний, привлекающих плательщиков налога на профдоход, может поставить их в неконкурентное положение с теми, кто по-прежнему работает вчерную, отмечает эксперт. Зарплаты – это «очень чувствительный вопрос», подчеркивает он, поэтому борьба за обеление таких доходов «не должна превращаться в расправу и конфискацию». По его мнению, для повышения налоговых поступлений надо использовать не только кнут в виде усиления контроля, но и пряник. Хороший пример здесь – семейный кэшбэк, который не только поддержит малообеспеченные семьи с детьми, но и стимулирует их не занижать доходы ради получения пособий, уверен Зарипов.

Институт межведомственных комиссий сейчас нельзя назвать эффективным, по факту он подменяет работу ответственных органов власти – прокуратуры, инспекции по труду и налоговой службы, считает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. По его мнению, передача сведений о нарушителях в прокуратуру едва ли серьезно повлияет на борьбу с нелегальной занятостью, так как зачастую работники органов перенаправляют их в Роструд. В этом случае будет происходить только «изменение маршрутизации», которое не повлияет на конечный результат, уверен Сафонов.

Источник: Ведомости

Фото: Freepik

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»