en

Новости

Кто такой номинальный директор и какая ответственность за его привлечение? — объясняет эксперт Подмосковной «ОПОРЫ РОССИИ»

Массовых директоров давно и успешно выявляют налоговые органы, дисквалифицируют, вносят в специальные реестры: дисквалифицированных лиц, реестр сведений о физических лицах, являющихся руководителями нескольких юридических лиц (массовые директора), делают отметки о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Казалось, бизнес знает, какая ответственность грозит за привлечение номинальных директоров, но случаи из практики члена Подмосковной «ОПОРЫ РОССИИ», адвоката МКА «Правовой блок» Татьяны Бакулевой говорит обратное.


Кто такие номинальные директора и как их выявляют?

Легальное понятие подставного лица или номинала закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации. Это лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом, несмотря на формальное назначение в органы управления компании, или те лица, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, как об учредителях или руководителях компании без их ведома или путем введения их в заблуждение.

В любом случае, реально номиналы компанией не управляют.

Причинами назначения на должности номиналов могут быть от самых безобидных, например, нежелание бенефициаров афишировать свое имя, а также при регистрации бизнеса «на продажу» или деятельность компании временно приостанавливается, но избавляться от фирмы собственник не спешит: фирма имеет обороты, лицензии, историю деятельности, номинал назначается на «период простоя».

Иногда подставные лица назначаются в аффилированной компании для участия в конкурсных процедурах для создания видимости конкурентной борьбы. В действительности, за всеми участниками торгов стоят одни и те же лица. Кроме того, номиналы используются при реализации иных откровенно противозаконных схем: обналичивание, вывод денег, дробление бизнеса, уклонение от уплаты налогов.

Иногда номинальный директор ограничивается предоставлением документов для внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ, иногда в функции подставного лица входит подписание документов, явка в государственные органы, налоговую инспекцию. Такие подставные лица лучше осведомлены о деятельности компании, знают, в какой налоговой организация состоит на учете, кто сдает отчетность, в каких банках открыты счета.

Эти и другие вопросы, как правило, задают генеральному директору или учредителю на допросах в налоговой инспекции или правоохранительных органах. Кроме того, обязательно поинтересуются о сфере деятельности компании, основных контрагентах, оборотах, месте нахождения складов, офисов, количестве работников. Почти всегда возникают вопросы о месте хранения токенов с электронной подписью от банковских счетов, у кого к ним есть доступ. Выясняют, как распределен функционал в компании: порядок подбора контрагентов, согласования и заключения договоров.

Обычно, такого набора вопросов от налоговых или правоохранительных органов достаточно, чтобы понять имеет ли директор или учредитель интерес к деятельности компании или непосредственному управлению ею.

Использование номинала в деятельности компании автоматически вызывает в глазах налоговых органов подозрение, что компания является фирмой-однодневкой — это частая причина внесения в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений о юридическом лице. Что в свою очередь может повлечь признание организации рискованным партнером, блокирование расчетных счетов, а также исключение юридического лица из реестра и иные негативные последствия, что для реально работающей компании может обернуться серьезными проблемами.

Рычаг давления

Самые острые моменты с участием номиналов возникают в уголовных делах. Даже если назначение номинала не выльется в уголовное преследование за сам этот факт по статьям 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, то непременно станет рычагом давления на владельцев бизнеса, что серьезно влияет на позицию защиты по экономическим делам, где отграничение обычного гражданского оборота от преступной схемы зачастую очень призрачно, и при выявлении в схеме номинала, непременно склонит чашу весов не в пользу бизнеса.

Бытует мнение, что если номинальный директор прилично выглядит, не употребляет стимулирующих веществ и имеет высшее образование, он точно не будет заподозрен. Однако, на практике выявление подставных лиц - задача не слишком сложная, всего несколько вопросов следователя убедят его в номинальной функции директора. В этот момент и начинается всякого рода давление на номинала, чтобы он дал показания против владельца бизнеса, иначе его самого привлекут к уголовной ответственности.

Более того, часто приходится даже самым настоящим директорам «отбиваться» от подобных подозрений, мы это видим в следственных действиях, особенно, если допрос не подготовлен.

Не только бизнесу, но и самому номиналу следует задуматься о последствиях. Помимо того, что подставное лицо, предоставляя свои документы для внесения в ЕГРЮЛ фиктивных сведений о нем, совершает самое настоящее преступление, предусмотренное статьей 173.2 Уголовного кодекса РФ, на номинала может быть возложена административная ответственность за деятельность компании, поскольку именно он значится в ЕГРЮЛ в качестве органа управления фирмой. Кроме того, в последнее время суды все чаще возлагают на номинальных директоров многомиллионную субсидиарную ответственность по долгам организации, оставшимся после банкротства.

Что делать?

Несколько советов, чтобы избежать подозрений в назначении подставных лиц на должность единоличного исполнительного органа компании.

  • Откажитесь от привлечения номиналов.
  • Готовьтесь тщательно к допросам в налоговых и правоохранительных органах.
  • Не пренебрегайте советами юристов и адвокатов.
  • Если на допрос к следователю направляется директор, следует обратиться за помощью к адвокату, даже если вы уверены, что вы или ваш директор не номинал.
  • Используйте имеющиеся инструменты корпоративного управления, например, назначение на функцию единоличного исполнительного органа управляющей компании.
  • Обратитесь к корпоративным юристам, узнайте, что еще поможет структурировать управление компаниями без привлечения подставных лиц.
Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»