Член Подмосковной «ОПОРЫ РОССИИ» Виктория Савкина: Китай — это другая культура и абсолютно другая логика
Московское областное отделение «ОПОРЫ РОССИИ» подготовило 6 аргументов для предпринимателей, зачем учить китайский язык. Член Подмосковной «ОПОРЫ РОССИИ», руководитель школы китайского языка «LocalPoint» Виктория Савкина рассказала, в чем особенности китайского языка, как он связан с культурой и обычаями ведения бизнеса.
Китайский язык пригодится на рынке труда
По данным HeadHunter, в январе-марте 2023 года спрос на специалистов со знанием китайского языка вырос на 40%, в 2022 году он в 1,5 раза превысил допандемийный уровень. Вот несколько профессий, которые сегодня требуют знания китайского языка при работе.
- педагог, туристический гид, дипломат. Ключевые навыки: знание языка + осведомленность о стране, культуре, обычаях;
- логист, менеджер по закупкам, менеджер по продажам. Ключевые навыки: знание языка + коммуникативные навыки + знание местного рынка.
- интернет-маркетолог со знанием китайского рынка. Ключевые навыки: знание основ маркетинга и продаж + понимание специфики китайского рынка и китайского потребителя.
Маркетинг по-китайски
При работе российских предпринимателей в Китае важно учитывать особенности продвижения продукции в КНР. Многие привычные маркетинговые площадки в Китае недоступны из-за государственных программ. При этом в КНР все покупки гораздо больше погружены в онлайн-сегмент, а у местных социальных сетей есть интеграция с электронной торговлей. «То есть пока ваш любимый блогер рассказывает о продукте, вы можете моментально совершить покупку внутри приложения», — объясняет Виктория Савкина.
Также в Китае есть ряд ограничений по рекламе в сферах медицины, образования, недвижимости и финансов. Создать достойную и цепляющую рекламу для китайского рынка без китаиста будет сложно. Потребуется специалист, который сможет донести «западные» ценности и адаптирует их в местный контекст.
Идеальный вариант для бизнеса — когда у вас есть специализация, и на нее накладывается знание языка. При этом не так важен уровень владения китайским, рассказывает Виктория Савкина. Для серьезных переговоров и долгосрочных проектов хорошо иметь переводчика, а для базового общения с партнерами будет достаточно простого разговорника.
Нужно выстраивать гуаньси
«Всем, кто погружается в тему изучения культуры Китая и ведения бизнеса с китайцами, я советую изучить такое понятие, как гуаньси», — делится секретами Виктория. — Понятно, если речь о разовой закупке на пару сотен долларов онлайн, то здесь можно и не изучать тему вообще. Но если мы говорим о долгосрочных проектах, знать все нюансы необходимо».
Гуаньси — это связи и отношения, которые формируются этикой, взаимоотношениями, доверием, то есть некий социальный капитал. Знать и грамотно устанавливать гуаньси — серьезное умение, и оно позволит быть на несколько шагов впереди ваших конкурентов.
Понимание обычаев и традиций для развития бизнес-связей
Важно, что язык в Китае тесно переплетен с культурой, и, изучая китайский, вы начнете понимать логику и обычаи КНР. Например, ведение переговоров и подписание контрактов в Китае будет долгим, часто с посещением ресторана, с общением на нейтральные темы, с алкоголем. Платит за застолье, как правило, приглашающая сторона. Здесь важно знать традиции и следовать им, если вы хотите наладить доверительные отношения и выгодный бизнес.
Это существенно отличается от того, как привыкли работать российские предприниматели, когда получили документы по почте, прочитали, созвонились, встретились и быстро подписали.
Развитие креативного мышления
«Есть множество исследований, которые показывают интересные данные: при изучении китайского языка задействуются те области мозга, которые "спят" при изучении других языков. Поэтому в нашу школу часто приходят не только те, кому язык нужен по работе или учебе, а просто желающие потренировать мозг и изучить что-то новое. А если вы хотите добиться успехов именно в бизнесе, идеальным сценарием будет изучить язык и культуру, традиции и поведение китайцев. И не забывайте про гуаньси!», — говорит Виктория Савкина.
Прикосновение к древней и массовой культуре
На китайском языке говорят около 1,4 миллиарда человек, этот язык считается одним из самых древних. При этом при написании многие иероглифы похожи друг на друга, а пунктуация в письменной речи отсутствует.
Китайский по праву считается одним из самых сложных языков в мире, и занимает вторую строчку по популярности среди всех языков мира. Поэтому изучение такого языка поможет предпринимателю во всестороннем развитии и лучше понять одну из самых древних культур и наций.