en

Новости

Челябинские предприниматели обсудили риски торговли на маркетплейсах

В Челябинске 11 ноября прошел форум «Маркетплейсы: ДНК будущего 2026. “ОПОРА РОССИИ” и Альфа банк». Участниками события стали около 150 продавцов, производителей, предпринимателей Челябинской области и других регионов. Организатором мероприятия выступило Челябинское областное отделение «ОПОРЫ РОССИИ».


Форум был посвящен теме потребительского экстремизма. В ходе пленарной дискуссии поднимались вопросы злоупотребления со стороны недобросовестных покупателей на маркетплейсах, несовершенство действующих законов и необходимость принятия новых актов, правовые отношения и комиссии площадок.

Модерировал дискуссию Председатель Челябинской «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Клеутин. Участниками обсуждений стали заместители Председателя областного отделения Андрей Коршунов и Алексей Усков, Председатель Комитета по маркетплейсам Челябинской «ОПОРЫ РОССИИ» Евгений Бабакаев, а также руководитель центра «Мой бизнес» Евгений Журавлев, руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Мухамед Хамуков.

«Среди популярных мошенничеств — подмена товара на старый, нерабочий, б/у или совершенно другой, возврат товара частично, сообщение о ложных дефектах. Самым неприятным является шантаж с помощью негативных отзывов. Например, покупатель пишет в сообщениях требует у продавца вернуть 50% стоимости товара. Если селлер не выполнит такое условие, то грозится написать негативный отзыв, который приведет к падению рейтинга. Восстановление рейтинга обратно очень затратно и сложно. Поэтому многие идут на уступки, так как доказать шантаж сложно, а последствия отрицательного отзыва для бизнеса огромны», — рассказал Евгений Бабакаев.

Злоупотребления на маркетплейсах эволюционируют, как хакерские атаки, отметил Мухамед Хамуков. Для борьбы на площадке Ozon работает отдел антифрода, который систематически мониторит поведение покупателей. При выявлении сомнительных действий, таких как покупки большого количества товара с одного или нескольких аккаунтов, отправка его в отдаленный ПВЗ с последующим отказом от оплаты, а также регулярные отказы от заказа, — таких пользователей блокируют.

«Однако недобросовестную конкуренцию мы сразу замечаем. Есть случаи, когда совместно с ФАС квалифицировали такие действия как картель. Особенно когда предприниматели нам жалуются на угрозы со стороны конкурентов», — уточнил он.

Учитывая, что изначально Закон о защите прав потребителей писался для защиты слабой стороны от сильной — потребителя от продавца, то в контексте торговли на маркетплейсах некоторые его положения стали инструментом для злоупотреблений. В свою очередь Андрей Коршунов подчеркнул, что самым правильным оформлением отношений между селлером и потребителем по-прежнему остается договор купли-продажи. Спикер добавил, что внести правки в договорные обязательства между продавцом и маркетплейсом, учитывая интересы именно селлера, на сегодняшний день практически невозможно.

Для помощи предпринимателям в борьбе с потребительским экстремизмом Челябинская «ОПОРА РОССИИ» создает рабочую группу по разработке поправок в нормативно-правовые акты, которые будут способствовать регулированию рынка и снижению нагрузки на бизнес.

«“ОПОРА РОССИИ” как общественная организация по защите предпринимателей будет работать над нормализацией конкурентной работы и на маркетплейсах. Мы будем помогать малому бизнесу осваивать цифровую среду и уверенно чувствовать себя на электронных платформах», — сказал Дмитрий Клеутин.

О том, как будет защищать права предпринимателей новый закон о платформенной экономике, регулировать отношения маркетплейсов и селлеров, налоговые изменения для самозанятых, торгующих на цифровых платформах после окончания эксперимента, рассказал Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства на цифровых площадках Дмитрий Гавриленко.

Далее выступила эксперт-практик в области ВЭД, Председатель Комитета по международной торговли Московского городского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Анна Фомичева. Спикер подробно рассказала о том, как вести бизнес с Китаем и почему нужно переходить на белую доставку.

В завершение форума представители Wildberries организовали открытый разбор карточек селлеров и дали дельные советы по созданию работающих карточек товаров.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»