en

Новости

11 Декабря 2024

Кабмин разработал основные КПЭ для плана развития экономики на шесть лет

Правительство разработало план достижения «устойчивого экономического развития, основанного на конкуренции, предпринимательстве, в том числе высокотехнологичном, и частной инициативе». Он изложен в проекте паспорта национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» (подлинность документа подтвердили в аппарате курирующего нацпроект вице-премьера Александра Новака).


Предполагается, что нацпроект начнет действовать с 1 января 2025 года и затронет широкий круг целевых групп — как граждан, так и крупный и малый бизнес, а также работников бюджетной сферы. Запланированные мероприятия будут распределены по семи федеральным проектам и направлены на повышение производительности труда, рост инвестиционной активности, развитие финансового рынка, поддержку МСП и т.д.

Ранее о том, что правительство подготовило паспорта 19 национальных проектов, заявлял глава кабмина Михаил Мишустин. Они будут опубликованы в установленном порядке после утверждения президентом, сообщили РБК в Минэкономразвития.

Сколько стоит развитие конкурентной экономики

Реализация нацпроекта потребует 2,7 трлн руб. финансирования за шесть лет, следует из его паспорта. Из федерального бюджета будет выделена меньшая часть этой суммы — 708 млрд руб., причем объем бюджетного финансирования будет сокращаться год от года: так, если в 2025 году планируется выделить 209 млрд руб. в его рамках, то в 2030 году — только 74 млрд руб. Из консолидированных бюджетов регионов на нацпроект привлекут около 63 млрд руб. за шестилетний период. Актуальность этих проектировок по состоянию на 9 декабря подтвердил источник РБК в Минфине. Исходя из бюджетных проектировок на трехлетний период, нацпроект по эффективной экономике занимал седьмое место по размеру предполагаемых ассигнований.

В основном мероприятия нацпроекта обеспечат внебюджетные источники — объем внебюджетного финансирования оценивается в паспорте на уровне 2 трлн руб. за все время. Детализированной информации по тому, какие именно источники это будут, в паспорте не содержится — за исключением того, что внебюджетное финансирование будет привлечено не из Фонда национального благосостояния (расходы фонда отражены в паспорте как нулевые). Внебюджетные источники — это средства компаний, направляемые на достижение целей нацпроектов, в том числе выполнение отдельных мероприятий, пояснили РБК в Минэкономразвития.

Объем финансирования из федерального бюджета нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» составит 708,4 млрд руб. за шесть лет, а внебюджетного финансирования — более 2 трлн руб., подтвердили РБК в Минфине, добавив, что паспорт нацпроекта согласован министерством, а «целевые показатели обоснованы».

Основная часть внебюджетных источников финансирования будет поступать в рамках мероприятий по повышению инвестиционной активности, обращает внимание директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Скорее всего, речь идет об инвестициях фирм, которые будут в той или иной степени поддерживаться государством, уточняет он.

Говоря о совокупном объеме финансирования нацпроекта, эксперт замечает, что четко его параметры определены только на 2025 год и в дальнейшем могут быть «существенные изменения и переформатирование». Понятно, что ресурс ограничен, и если бы в нацпроект были заложены «все пожелания», то средств на их реализацию не хватило бы даже с учетом «повышения налогов с 2025 года», подчеркивает Широв.

Какие цели ставятся

Нацпроект включит в себя семь федеральных проектов, а именно: «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда» (до 2024 года существовали как отдельные нацпроекты), «Низкоуглеродное развитие», «Повышение инвестиционной активности», а также «Технологии», «Развитие конкуренции» и «Развитие финансового рынка».

Их мероприятия будут направлены на достижение ключевых показателей нацпроекта. А именно:

Повышение производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики и организаций социальной сферы «в том числе за счет реинжиниринга бизнес-процессов на основе бережливого производства». Ее достижение предполагает выполнение следующих задач:

  • рост производительности труда в экономике по отношению к 2023 году — на 5,7% в 2025 году и на 20,7% в 2030 году (к 2023 году);
  • доля средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей, вовлеченных в проекты по повышению производительности, — 23% в 2025 году и 40% в 2030 году;
  • доля государственных и муниципальных организаций социальной сферы, вовлеченных в проекты по повышению производительности труда, — 2,9% в 2025 году и 100% в 2030 году.

Для повышения производительности труда основное внимание планируется уделить «социальной сфере и секторам, где она растет меньшими темпами, чем экономика страны в целом», говорил Мишустин. Глава Минэкономразвития Максим Решетников заявлял, что власти планируют измерять производительность труда в социальных отраслях «выработкой на человека».

Расширение доступа МСП к финансовым ресурсам в «приоритетных отраслях». Показателем достижения этого будет реальный рост дохода в расчете на одного субъекта малого и среднего предпринимательства по сравнению с 2023 годом — с 7,9% в 2025 году до 28,1% в 2030 году. Рост доходов работников МСП «в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта», — одна из национальных целей развития России.

Увеличение объема выручки малых технологических компаний в семь раз к 2030 году. Если по итогам 2023 года она составляла 278,6 млрд руб., то в 2025 году показатель должен увеличиться до 710 млрд руб., а в 2030-м — до 1,95 трлн руб.

Улучшение инвестиционного климата за счет оптимизации процедур. Индикатором достижения этой задачи будет прирост объема инвестиций в основной капитал к 2020 году (в пандемийном 2020 году инвестиции в реальном выражении сократились на 0,1% после трех лет роста. — РБК). Предполагается, что в 2025 году он составит 39%, а к 2030 году увеличится до 60%. На эту задачу будет ориентирован в том числе федеральный проект по развитию конкуренции. В его рамках планируется формирование национальных ценовых стандартов, эффективное корпоративное регулирование, защита прав собственности, утверждение «дорожной карты» по развитию конкуренции на товарных рынках, где выявлены проблемы, и другие меры, сообщили РБК в Минэкономразвития.

Создание условий для реализации мер по «сокращению и предотвращению» выбросов парниковых газов, а также по увеличению поглощения таких газов. Для этого к 2030 году планируется создать национальную систему мониторинга климатически активных веществ — как ранее поясняли в Минэкономразвития, она будет аккумулировать данные о концентрации климатически активных веществ в атмосфере, их влиянии на глобальный и региональный климат. А данные, формируемые в ее рамках, станут основой для управленческих решений в области ограничения выбросов парниковых газов. Кроме того, в рамках нацпроекта планируется утвердить программы адаптации к изменениям климата «на федеральном, региональном и корпоративном уровнях» — к 2030 году таких программ будет 106, следует из паспорта.

Увеличение отношения капитализации российского рынка акций к ВВП. Предполагается, что она вырастет с 37% ВВП в 2023 году до 66% ВВП к 2030 году, как и заложено в национальных целях развития.

Увеличение доли инвестиционных продуктов в сбережениях россиян путем «привлечения граждан на фондовый рынок». Индикатором выполнения этой цели будет доля долгосрочных сбережений граждан в их общем объеме — с 36,8% в 2023 году она должна увеличиться до 37,3% в 2025 году и до 40% в 2030 году. В целом в рамках федерального проекта по развитию финансового рынка планируется работа по созданию условий для привлечения иностранных инвестиций, по совершенствованию системы защиты прав граждан при осуществлении долгосрочных инвестиций на фондовом рынке и другие меры, уточнили РБК в Минэкономразвития.

Риски реализации нацпроекта

Нацпроект получился междисциплинарным и межотраслевым, и главным риском здесь выступает то, что экспертное сообщество и правительство до конца не научились оценивать вклад конкретных мероприятий каждого нацпроекта в достижение национальных целей развития, говорит Широв.

«Например, меры по повышению производительности труда в части организационной компоненты находятся в этом нацпроекте, но мероприятия с аналогичной целью заложены и в нацпроект «Кадры», и в проекты технологического суверенитета. Системы, которая оценила бы вклад каждого конкретного нацпроекта в рост производительности в целом по экономике, в данный момент нет», — указывает Широв.

Глава «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин напоминает о рисках для определенных значимых показателей, находящихся за пределами данного нацпроекта. «Например, показатель роста дохода в расчете на одного работника (до 28% в 2030 году к уровню 2023 года. — РБК) можно выполнить за счет сокращения численности занятых», — отмечает он, напоминая, что в национальном проекте по МСП, который реализуется до конца 2024 года, численность занятых была одним из ключевых показателей.

Кроме того, Калинин указывает на недостаточное финансирование мероприятий, касающихся развития МСП. «Нацпроектом предполагается поддерживать МСП на сумму около 80 млрд руб. в год, в то время как налоговые поступления от сектора растут более чем на триллион рублей ежегодно. С нашей точки зрения, конечно, средств выделено мало», — говорит он. Впрочем, у бизнеса есть понимание того, что сейчас среди ключевых приоритетов бюджета — расходы на оборону, социальную сферу, развитие инфраструктуры, технологический суверенитет, заключает Калинин.

Источник: РБК

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»