en

Новости

Агентство стратегических инициатив совместно с экспертами формирует предложения по вовлечению объектов культурного наследия в экономический оборот

В московской «Точке кипения – Арбат» под руководством директора дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольги Захаровой состоялась экспертная сессия по поддержке проектов в сфере ревитализации объектов культурного наследия (ОКН). В мероприятии приняли участие Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие, Татьяна Львова, лидеры идей форума «Сильные идеи для нового времени», представители федеральной и региональной власти, институтов развития, предпринимательского сообщества, общественных организаций.


В ходе дискуссии эксперты обсудили предложения по изменению законодательства, которые позволят сохранить ОКН и ввести их в экономический оборот, в том числе в целях развития туризма. При этом речь шла и об объектах, расположенных в областных центрах и малых городах, и об исторических усадьбах, расположенных в сельской местности.

«Мы видим большой запрос и интерес со стороны предпринимательского сообщества в восстановлении и развитии ОКН. Проанализировав программы и меры поддержки Минкультуры России, Минэкономразвития России, а также ДОМ.РФ и Корпорации МСП, мы увидели, что есть избыточные требования к проведению работ по сохранению таких объектов, этапы согласования документации в различных ведомствах как на федеральном, так и на региональном уровнях имеют длительные сроки, а существующие меры поддержки носят ограниченный характер. В связи с этим необходимо объединить усилия нескольких ведомств и предпринимательского сообщества», — сказала Ольга Захарова.

Предложения по региональным финансовым и нефинансовым мерам поддержки

В первом блоке эксперты обсудили такие предложения, как:

  • создание в регионах компетентных структурных подразделений по сохранению и развитию историко-архитектурной среды, реализующих функции «одного окна» сопровождения собственников и инвесторов и функции координационного органа по управлению и развитию историческими территориями (культурно-туристическими кластерами) в действующих органах (или подведомственных организациях) региональных правительств;
  • освобождение от уплаты налога на имущество в отношении ОКН регионального и местного значения;
  • освобождение от уплаты налога на землю под объектами ОКН регионального и местного значения;
  • введение льготных тарифов для подключения к электросетям;
  • создание инвестиционного каталога ОКН, возможных к передаче инвесторам;
  • корректировка льготных программ «аренда за рубль» в части введения гибкой системы ввода в эксплуатацию объекта с обязательством его восстановления в срок до 15 лет, в случае сдачи в аренду крупных объектов, требующих существенных затрат на реставрацию.

«На текущий момент муниципальные образования и регионы не получают доходов от продажи, аренды, налогов вследствие малой вовлеченности бизнеса в сферу развития историко-архитектурной среды. И внедрение указанных мер поддержки повлечет для экономики региона создание новых рабочих мест, новых проектов в сфере МСП, возврат выпадающих доходов в виде увеличения других налоговых поступлений, развитие культурного туризма. По опыту Агентства реновации архитектурного наследия «Интеллект» на 20000 м² исторического квартала после реставрации и ревитализации приходится 200 новых предприятий и 4000 рабочих мест», — отметила Татьяна Львова.

По предложениям экспертов, при введении указанных мер поддержки на уровне региона инвесторы могут брать на себя обязательства, например, раз в месяц обеспечивать доступ в ОКН туристов и жителей регионов, поддержание зданий в хорошем состоянии, формирующим красивый облик городов.

В повестке мероприятия содержался вопрос о Региональном стандарте по сохранению и приумножению культурно-исторического достояния России, с просьбой о разработке и внедрении которого «ОПОРА РОССИИ» обращалась к Правительству РФ. Представленные на экспертной сессии вышеуказанные предложения по региональным финансовым и нефинансовым мерам поддержки присутствуют в содержании проекта регионального стандарта по сохранению историко-культурного наследия Нижегородской области, который был предварительно разослан всем участникам заседания с целью разработки на его основе модельного (федерального) стандарта.

«Наше предложение заключается в том, чтобы на федеральном уровне по аналогии с Региональным инвестиционным стандартом АСИ принять Модельный стандарт сохранения историко-культурного наследия и с помощью данного инструмента в субъектах РФ выстроить механизмы по вовлечению бизнеса в сферу сохранения наследия. Мы уверены, что внедрение АСИ данного проекта позволит создать благоприятную инвестиционную среду в сфере сохранения наследия, а наш Клуб инвесторов в исторической недвижимости, Комиссия и Федеральная рабочая группа “ОПОРЫ РОССИИ” по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие, станут надежным партнером АСИ в реализации данного проекта и иных задач в сфере сохранения наследия», — рассказала Татьяна Львова.

Предложения по федеральным финансовым мерам поддержки и дополнительной настройке федерального законодательства, связанного с приватизацией и передачей в аренду ОКН

К этому блоку предложений, представленных экспертами, относятся следующие:

  • введение льготной программы кредитования по ставке не выше 7% годовых. При этом эксперты предложили создать отдельную программу именно по ОКН и включить в эту программу не только проекты, связанные с вовлечением ОКН в экономический оборот, но и проекты реставрации, связанные с приобретением ОКН частными лицами для личного пользования;
  • предоставление грантов на реализацию проектов, основанных на ресурсе наследия;
  • обеспечение залогового и гарантийного фонда. При этом Корпорация МСП в числе действующих мер поддержки уже применяет зонтичные поручительства, которыми могут воспользоваться представители МСП;
  • установление возможности выкупа по первоначальной стоимости ОКН арендаторами — субъектами малого и среднего предпринимательства по преимущественному праву по истечении двух лет аренды (по 159-ФЗ);
  • формирование единых лотов ОКН одновременно с земельным участком;
  • принятие законодательных актов, определяющие статус земли под историческими усадьбами в категории земель населенных пунктов; вид разрешенного использования земельного участка – отдых (рекреация, код 5.0). Другая категория земель не позволяет восстанавливать памятники ОКН, так как строительство на сельскохозяйственных землях и землях лесного фонда имеет свои ограничения, а реставрация памятников ограничена Федеральным законом от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного значения (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации».

В свою очередь, Татьяна Львова представила предложения Клуба инвесторов в исторической недвижимости, Комиссии и Федеральной рабочей группы «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие:

  1. Введение программы финансирования ОКН по схеме возвратного лизинга, предусматривающей различные варианты субсидирования из федерального бюджета;
  2. Предоставление льготы по налогу на прибыль (НДФЛ, в случае если ИП находится на общей системе налогообложения; а также УСН, в случае ее применения) при инвестиции части прибыли в реставрацию объекта культурного наследия. Суть предложения заключается в том, чтобы средства, инвестированные в реставрационные работы на ОКН, уменьшали налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (для ИП на ОСНО-базу по НДФЛ; для применяющих УСНО – базу по УСНО). Эта мера будет служить стимулом для предпринимателя вкладывать свои средства в реставрацию памятников;
  3. Принятие постановления Правительства РФ во исполнение п. 3 ст. 14 73-ФЗ, в соответствии с которым собственник ОКН федерального значения, либо лицо, пользующееся им на основании договора безвозмездного пользования и производящее за счет собственных средств работы по его сохранению, имеет право на компенсацию произведенных им затрат.

Предложения, направленные на устранение избыточных требований к проведению работ по сохранению ОКН и к их вовлечению в хозяйственный оборот

В ходе экспертной сессии Татьяна Львова рассказала, что Комиссия «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию бизнеса, сохраняющего историко-культурное наследие, проводит работу по анализу и подготовке позиции к законопроектам «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части устранения излишних административных процедур и оптимизации требований к содержанию ОКН, подготовленным Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), г. Санкт-Петербург.

Также с докладом о подготовленных законопроектах выступил первый заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) города Санкт-Петербурга Алексей Михайлов. Представленные законопроекты были разосланы всем участникам экспертной сессии для последующего обсуждения и формирования консолидированной позиции.

«Мы поддерживаем подход, заложенный в законопроектах КГИОП. Необходимо исключить административные процедуры, которые препятствуют вовлечению частных инвесторов в ремонт, реставрацию и приспособление ОКН для современного использования, а также являются сдерживающим фактором для поддержания действующими владельцами ОКН принадлежащих им памятников истории и культуры в надлежащем техническом состоянии. Во избежание продолжающегося разрушения ОКН, важно и нужно создавать новые приемлемые условия для привлечения частных инвесторов к сохранению таких объектов. Однако ряд замечаний к данным законопроектам у нас есть и после их свода мы планируем продвигать принятие данных законопроектов с учетом замечаний "ОПОРЫ РОССИИ" и экспертов, принявших участие в экспертной сессии», — сообщила Татьяна Львова.

Предложения, направленные на организацию расселения аварийных ОКН и формирование рынка исторической недвижимости

Также участники мероприятия обсудили вопрос недостаточного количества самих объектов культурного наследия в областных центрах регионов и малых городах, свободных для передачи в собственность или аренду потенциальных инвесторов, то есть отсутствие как такового полноценного рынка исторической недвижимости.

«Такая проблема характерна для многих регионов России. Регионам и муниципалитетам не хватает средств для расселения жильцов даже из тех объектов, в которых физически уже никто не живет из-за их непригодности для проживания, а юридически квартиры в таких домах продолжают принадлежать жильцам. Между тем, во многих регионах России достаточное количество памятников, уже непригодных для проживания, полусгоревших, полуразрушенных. Также не хватает средств и в федеральной программе по расселению граждан из аварийного жилья», — подчеркнула Татьяна Львова.

В этой связи Татьяна Львова поддержала предложение Председателя Нижегородского регионального отделения «Деловой России», Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павла Солодкого о принятии регионами региональных программ расселения из ОКН с целью передачи инвесторам с компенсацией затрат из федерального бюджета.

«Условием выделения регионам соответствующих субсидий из федерального бюджета на эти цели может стать, в том числе, принятие и внедрение Регионального стандарта сохранения историко-культурного наследия. Для начала этой работы, прежде всего, муниципалитетам необходимо провести инвентаризацию ОКН, расположенных в областных центрах и малых городах. Первыми эту работу могут провести пилотные регионы по разработке и внедрению региональных стандартов сохранения историко-культурного наследия», — отмечает Татьяна Львова.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»