ЦБ предложил резко сократить реестр компаний малого и среднего бизнеса

19 Июля 2022

Регулятор намерен убрать компании, у которых активы и кредитная нагрузка превышают 8 млрд рублей. В реестр входит много компаний, которые попадают «в периметр крупных промышленных групп, застройщиков жилья и банков», заявлял ЦБ. Как меру оценивают эксперты?

Малых и средних предприятий может стать меньше. В Центробанке планируют убрать из реестра малых и средних предприятий (МСП) компании, которые имеют отношение к крупному бизнесу. По мнению регулятора, проблема заключается в том, что крупные предприятия создают дочерние компании, которые подходят под критерии МСП, и берут на них льготные кредиты. При этом речь идет о существенных суммах. По данным ЦБ, на такие компании приходится около четверти от всего объема кредитования в сегменте малого и среднего бизнеса.

Согласно предложению ЦБ, из реестра МСП уберут компании, активы и кредитная нагрузка которых превышают 8 млрд рублей, а также компании, которые взяли кредит с господдержкой на сумму более 2 млрд рублей. Под исключение реестра могут попасть чуть больше тысячи компаний, при этом, по данным Федеральной налоговой службы на начало года, в России существует почти 6 млн МСП.

Малым и средним предприятиям из года в год не хватает льготных кредитов, говорит президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин: «ЦБ как главный финансовый регулятор обращает внимание, что за государственной поддержкой обращаются банки по поводу заемщиков, которым эта поддержка не нужна, и не для них выделяются эти средства. То есть это достаточно крупные, финансово устойчивые компании, которые и так бы получили кредит. Банки их охотно кредитуют, потому что понятен оборот, понятен гарант по возвращению этих денег. У них есть твердые залоги и первоклассные гарантии, но они хотят получить кредит подешевле с помощью государственной поддержки, что вызывает вопросы ЦБ, потому что обычным заемщикам не хватает денег — малому и среднему бизнесу. То есть первоклассные заемщики забирают те деньги, которые выделяются на малый бизнес. Банкам это выгодно: либо давать малому бизнесу — рискованному клиенту, либо выдать большую сумму сразу первоклассному клиенту, еще и получить 2-3% из бюджета, потому что это льготное кредитование. Из года в год денег на льготные программы не хватает. По данным ЦБ, где-то 25% выделенных объемов получают аффилированные с крупным бизнесом компании, формально относящиеся, весьма формально, к малому бизнесу. Конечно, на это надо реагировать».

По мнению ЦБ, льготные кредиты, которые предназначены для крупных компаний в том числе, искажают реальную картину по малым и средним предприятиям в России и мешают эффективно распределять господдержку. В таком виде мера Центробанка будет неэффективна, считает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков: «Малые компании, которые ЦБ предлагает исключать из реестра МСП в силу того, что они берут достаточно большие объемы кредитования, могут быть аффилированы с более крупными участниками рынка, скорее всего, обслуживаются в крупных кредитных организациях. Там должны будут корректироваться риски по тем кредитам, которые уже есть, и по ним увеличивается нагрузка на капитал банков. На сегодня мы все прекрасно знаем, что большинство из них, системно значимых, находятся под санкциями, и у них кроме этого существует большой спектр проблем. При этом на рынке присутствуют небольшие кредитные организации — это банки с базовой лицензией, НКО, страховые компании, другие финансовые посредники, которые сами по себе являются субъектами МСП. Формально получается, что их нужно исключить из этого реестра, но это сразу увеличивает их выплаты страховых взносов, на них увеличивается административная нагрузка, что не есть хорошо. С учетом многих факторов на сегодня создавать дополнительную нагрузку на капитал за счет пересмотра этих рисков, наверное, не очень правильно. Если рассуждать, ЦБ предложил ввести ряд формальных критериев отсечения из этого реестра МСП, например, кредиты, выданные больше 8 млрд рублей. Но мы все прекрасно знаем, какие творческие люди живут и работают: вместо одного кредита на 8 млрд рублей будет взято два кредита по 4 млрд рублей на две компании, то есть это не решит проблему, но создаст дополнительные административные трудности для всех участников».

Руководитель средних размеров компании «Мастерпроф» из Санкт-Петербурга Павел Брун считает, что предложение Центробанка поможет малому и среднему бизнесу: «Я отношусь полностью положительно, потому что те ограничения, которые они вводят, и те суммы, которые фигурируют в этих ограничениях, — 2 млрд и 8 млрд рублей — абсолютно адекватные, потому что к компаниям среднего бизнеса относятся компании с оборотом менее 2 млрд рублей по году. Соответственно, если у компании активы или кредитная нагрузка 8 млрд рублей, ее уже сложно отнести к малому и среднему бизнесу. Кредитование малого и среднего бизнеса обычно имеет лимиты. Когда все эти льготы уходили на крупные компании, малым компаниям и среднему бизнесу, которые действительно относятся к среднему бизнесу, не хватало. Поэтому, если это перераспределится и льготные кредиты станут более расширенными и более доступными для малого бизнеса, это будет интересно для всех участников, поможет развиваться бизнесу. Льготные кредиты и не были рассчитаны под крупные компании. Это если какие-то крупные компании решили этим воспользоваться и получили налоговые преференции, это хорошо, попользовались и хватит, давайте теперь дадим развиваться малому и среднему бизнесу».

В данный момент к малым предприятиям относят компании, в которых работают от 16 до 100 человек и чей доход не превышает 800 млн рублей в год. На среднем предприятии могут работать до 250 человек, а доход такой компании не должен превышать 2 млрд рублей в год.

Источник: BFM.RU

Оставить комментарий
Другие новости

От малого к большому: как крупный бизнес помогает развиваться небольшим предприятиям

В июле правительство России разработало программу инвестиционного кредитования для малого и среднего бизнеса по сниженным ставкам 5-6,5%. Это одна из многих мер поддержки предпринимателей, которые внедряются в стране в последнее время. С ноября заработает новый формат: компании с госучастием смогут «вырастить» поставщиков качественных и востребованных товаров и услуг среди небольших предприятий. 

26 Сентября 2022

Аграриев не устраивает ГИС «Зерно»

Сельхозпроизводители отмечают сбои в работе новой государственной информационной системы «Зерно». До 1 сентября ГИС находилась в тестовом режиме, а сейчас вносить в нее данные нужно в обязательном порядке. Системой должны пользоваться все компании, которые так или иначе имеют отношение к производству, переработке или транспортировке зерна.

19 Сентября 2022

«Зерно» и ныне тут: Белый дом пока отказывается воспринимать жалобы аграриев на систему всерьез

Аграрный сектор разделился в отношении к введенной 1 сентября обязанности участников рынка отчитываться обо всех операциях с зерном в ГИС «Зерно» Минсельхоза. Часть компаний утверждает, что не испытывает проблем в работе с ней или решает их в ходе эксплуатации, ряд же сельхозпроизводителей жалуется на то, что система регулярно дает сбои и создает избыточную нагрузку, особенно на некрупные компании и фермеров, неспособных держать в штате IT-специалистов. «ОПОРА РОССИИ» обратилась к профильному вице-премьеру Виктории Абрамченко с просьбой сдвинуть режим обязательного использования ФГИС на первое полугодие 2023 года, чтобы у рынка было время подготовиться к нему, а у оператора — доработать систему. Этого, видимо, не произойдет: вице-премьер перепоручила рассмотрение обращения Минсельхозу, а он настаивает на том, что «система работает штатно».

16 Сентября 2022
Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»