Состоялось заседание Комиссии по услугам в области аудита, внутреннего контроля и финансово-управленческого консультирования «ОПОРЫ РОССИИ»

13 Июня 2017

8 июня состоялось заседание Комиссии по услугам в области аудита, внутреннего контроля и финансово-управленческого консультирования «ОПОРЫ РОССИИ».

Темами обсуждения стали крайне острые для аудиторской сферы вопросы:

1. Возможные последствия принятия поправок, вносимых Банком России в закон "Об аудиторской деятельности";

2. "О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой Налогового кодекса РФ». 

Председатель Комиссии Игорь Журавлев, открывая заседание, отметил, что в развитых и развивающихся странах мира система взаимодействия предприятий малого и среднего бизнеса с аудиторскими компаниями успешно себя зарекомендовала, а также фундаментально зафиксирована в документах Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC, www.ifac.com), ведущих профессиональных сообществах - ICAEW, ACCA, IFA и других CCAB.

Обеспечение прозрачности и доверия со стороны инвесторов и кредиторов имеют важнейшее значение для успешного развития малых предприятий. Следует отметить, опираясь на широко известный опыт стран с развитой и развивающейся экономикой, что основные показатели роста компаний среднего бизнеса с возрастом 8-9 лет в основном и предопределяют динамику роста ВВП страны. Решение поставленных вопросов возможно путем создания в России условий плотного взаимодействия предприятий малого и среднего бизнеса с аудиторскими и бухгалтерскими компаниями, как это реализовано в цивилизованном мире, - резюмировал Игорь Журавлев.

Участники заседания пришли к выводу, что выбранное Банком России направление реформирования аудита через внесение изменений в Закон "Об аудиторской деятельности" не будет способствовать достижению основной цели, сформулированной в Поручении Президента Российской Федерации В.В. Путина от 19.12.2015г. № Пр-2629 - «повышение роли института аудита бухгалтерской отчётности в общенациональной системе финансового контроля». Проведение реформы в целях искусственного укрупнения аудиторского рынка, установление невыполнимых для большей части аудиторского сообщества требований к допуску на рынок, с одновременным тотальным экономически необоснованным сокращением перечня субъектов обязательного аудита, препятствует реализации указанных в Поручении Президента целей и задач, таких как повышение роли института аудита бухгалтерской отчётности в общенациональной системе финансового контроля; создание эффективных механизмов рыночного контроля аудиторской деятельности; формирование условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных аудиторов, в том числе на международных рынках аудиторских услуг.

Утрата института малых и средних аудиторских и бухгалтерских компаний в качестве независимых, авторизованных государством экспертов и контролеров финансовой деятельности компаний может привести к отрицательным последствиям для развития малого и среднего бизнеса и экономики всей страны.

Эксперты и участники заседания пришли к единому мнению: данные предложения могут окончательно закрепить монопольное положение на рынке крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний «большой четверки», что также противоречит складывающейся в ведущих странах с рыночной экономикой политике законодательного ограничения их монопольного влияния. Разработанный законопроект требует серьезной доработки с участием экспертов «ОПОРЫ РОССИИ» и иных участников рынка.

Второй вопрос повестки заседания "О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой Налогового кодекса РФ» также был подвергнут критике со стороны экспертов – участников заседания Комиссии.

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 93-1 Налогового кодекса РФ, предоставляющие право должностному лицу налогового органа истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы (информацию), полученные о налогоплательщике при осуществлении ими своей деятельности.

Однако, согласно федеральному закону «Об аудиторской деятельности», аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Общепризнанно во всем мире, что налогоплательщики должны иметь альтернативную, превентивную возможность проверить свою отчетность, которая потом будет подвергнута проверке и анализу налоговых, правоохранительных структур. При этом всегда подразумевается, что перед аудитором налогоплательщики раскроют всю информацию, чтобы проверка и рекомендации аудиторов были максимально эффективны, однако информация не будет разглашена.

Для этого в законодательстве всех демократических стран введены нормы, устанавливающие сохранение аудиторской тайны.

Принятие указанного законопроекта может привести к следующим нежелательным последствиям:

1.   Вместо альтернативного механизма проверки налогоплательщиков мы получим по своей сути коммерческо-государственную контролирующую структуру;

2.   Предприятия будут отказываться от проведения аудита в целях сохранения в тайне информации;

3.   Будет подорвано доверие к российским аудиторам со стороны иностранных инвесторов;

4.   Это приведет к дальнейшему сжатию рынка аудиторских услуг и существенному урону российскому рынку аудита с одновременным усилением позиции зарубежных аудиторских фирм с ослаблением экономической безопасности России. Вместе с тем, конечная цель повышения собираемости налогов останется недостижимой.

Резюмируя вышеизложенное, участники заседания Комиссии приняли решение о подготовке совместно с Центром экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ» официального отзыва организации по обсуждаемым на заседании вопросам с дальнейшим направлением в соответствующие структуры и органы.

 

 

Оставить комментарий
Другие новости

«ОПОРА РОССИИ» выступила с предложениями по корректировке нацпроекта по экспорту

В Общественной палате РФ состоялся круглый, посвященный обсуждению реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт», а именно целевых показателей документа и сроков достижения национальных целей. С конкретными рекомендациями по корректировке нацпроекта выступил Председатель Попечительского Совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов.

25 Сентября 2020

Александр Калинин вошел в состав проектного комитета по нацпроекту МСП

Правительство РФ утвердило состав проектного комитета по национальному проекту "Малое и среднее предпринимательство (МСП) и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", который планируется скорректировать к октябрю. В его состав вошел президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин.

24 Сентября 2020

Минсельхоз подтвердил нецелесообразность очередного реформирования рыбной отрасли

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не поддерживает реформу рыбной отрасли, предложенную Русской рыбопромышленной компанией. Это следует из письма, направленного ведомством 22 сентября в «ОПОРУ РОССИИ».

24 Сентября 2020