При Попечительском совете «ОПОРЫ РОССИИ» будет создана Консультационная группа по проблемам контроля и надзора

6 Ноября 2020

Темой очередного заседания Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» стала реформа контрольно-надзорной деятельности, а также внедрение новых подходов к государственному и муниципальному контролю и надзору. На заседании было принято решение сформировать при Попечительском совете «ОПОРЫ РОССИИ» Консультационную группу по проблемам контроля и надзора.

По словам Председателя Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергея Борисова, тема совершенствования системы контроля и надзора чрезвычайно важна «ОПОРЫ РОССИИ».

«За годы нашей работы по данному направлению что-то получилось, что-то нет. В новом законе нам тоже не все нравится. Например, в него не попали 42 вида контроля. Если мы будем продолжать борьбу за экономику, тот уникальный авторитетный коллектив, который собрался в Попечительском совете «ОПОРЫ РОССИИ», может помочь соответствующими рекомендациями», - отметил Сергей Борисов.

Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин в своем выступлении очертил направления деятельности, которые Организации предстоит осуществить в рамках этой деятельности. Он отметил, что «ОПОРА РОССИИ» активно принимает участие в разработке нового законодательства о государственном контроле (надзоре). Первые вице-президенты Владислав Корочкин и Марина Блудян участвуют в работе всех основных площадок, где обсуждается новое законодательство.

Кроме того, вопросы совершенствования законодательства о контроле (надзоре) обсуждались в ходе встреч руководства и представителей «ОПОРЫ РОССИИ» с Генеральным прокурором, в Калининграде и на Камчатке.

В новом законе о КНД сохранился принцип осуществления проверок на основе риск-ориентированного подхода. До вступления нового закона в силу потребуется принять положения о видах надзора, определить категории риска (классы опасности), принципы отнесения к ним подконтрольных лиц. От того, насколько прозрачно пройдет эта работа во многом будет зависеть дальнейшая правоприменительная практика.

При отнесении объектов контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности (высокие категории риска (классы опасности)) орган власти размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте. Например, Управлением МЧС России по Санкт-Петербургу к высоким категориям рисков отнесено 25 тыс. хозяйствующих субъектов, из которых 12,6 тыс. являются субъектами МСП.

Александр Калинин предложил обязать органы государственного контроля, применяющие риск-ориентированный подход информировать органы прокуратуры об отнесении подконтрольных субъектов к высоким категориям риска (классам опасности). А также осуществлять проверку прокуратурой законности отнесения подконтрольных лиц к высоким категориям риска (классам опасности).

Отдельно Президент «ОПОРЫ РОССИИ» поблагодарил Минюст России и лично Константина Чуйченко за поддержку нашей инициативы по приравниванию предельного размера административного штрафа для малого бизнеса к штрафам для индивидуальных предпринимателей.

Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян отметила, что основополагающей проблемой является недоверие к предпринимателям со стороны проверяющих органов и это, в свою очередь, является «подушкой для коррупции».

«С некоторыми государственными органами наше общение идет тяжело, поскольку коллеги по-прежнему хотят контролировать процессы, а не результаты. В этом и есть корень зла, нам надо сотрудничать, а не спорить, однако для этого должна поменяться психология представителей контрольно-надзорных органов», - рассказала Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ».

По словам Марины Блудян, 248-ФЗ (Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» - прим. ред.) создает механизм, при котором сотрудничество возможно. Благодаря этим инструментам, предприниматели своими действиями будут способны влиять на отнесение бизнеса к более низким категориям риска.

«Меры в новом законе являются профилактическими, без штрафов, однако пока неизвестно, как это будет реализовано на практике, поскольку мы видим, что уже сейчас есть попытки нивелировать действие 248 закона», - отметила эксперт.

Кроме того, она заявила о необходимости перераспределения полномочий госорганов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность.

«Сейчас у нас по 5-7 ведомств контролируют одну и ту же сферу. Мы ждем карту контроля и надзора, которую готовит Правительство, где будут распределены полномочия», - заключила Марина Блудян.

Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин заявил, что реформа контрольно-надзорной деятельности вряд ли будет до конца эффективна, если не будет вестись корректировка федеральных законов.

«Самой важной частью реформы является рассмотрение подзаконных актов министерств и ведомств, этого недостаточно. Одна из фундаментальных проблем состоит в устаревшем федеральном законодательстве. Существуют общепризнанные вещи, необходимость изменения которых понимают все эксперты от Правительства и бизнеса, но их нельзя трогать, поскольку они так или иначе отражены в федеральном законодательстве», - прокомментировал эксперт.

По словам Первого Вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ», еще одна проблема состоит в том, что реформа изначально пошла просто по пути пересмотра и описания структуры регулирования различных сфер ведомствами, в отсутствие целостного представления о будущей системе регулирования.

Президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов также обратился к теме доверия в российском обществе. По его словам, недоверие, существующее в обществе, является доминирующей причиной того, что в российской практике контроля и надзора преобладают карательные меры.

«Большое количество регуляторов не видят издержек дополнительного регулирования, так как они считают, что защищают неопределенно большой круг потребителей от бизнеса. Но если бы уровень доверия в России был как в Швеции, наш ВВП вырос бы на 60%. Мы были бы богаче на 60%, если бы просто доверяли друг другу», - отметил эксперт.

В качестве стратегического направления он предложил создание системы двух параллельных режимов осуществления проверок, заключающейся в возможности легкой процедура проверки для тех, кто самодекларирует соответствие нормам и требованиям, и тяжелая для тех, кто нарушает и не берет на себя эти обязательства.

«Если мы создадим возможность в обмен на самодекларирование соответствия и соблюдение требований легкий режим регулирования, мы создадим естественный стимул для бизнеса двигаться навстречу законодателям и регуляторам», - заявил Андрей Шаров.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, в свою очередь, рассказал об опыте либерализации контрольно-надзорной деятельности в регионе.

Несмотря на то, что в регионе выстроена достаточно эффективная система взаимодействия между органами контроля и надзора, властью региона и бизнесом, отношения не стоят на месте, в регионе решаются все новые задачи. Так, в настоящее время губернатор поставил перед бизнесом и властью региона задачу провести аудит существующих видов регионального и муниципального контроля и надзора.

«Сегодня мы уже начали работу по принятию нового положения о видах муниципального и регионального контроля и надзора. Категория и перечень риска должны стать определяющими показателями видов контроля и их цифровых значений», - заявил губернатор.

В регионе создано 13 видов рабочих групп групп по видам регионального и муниципального надзора, подготовлен проект распоряжения Правительства об автоматизации и цифровизации процесса контроля, идет формирование «Карты убитых бизнесов». Также принято решение о создании центра налоговой помощи, введен мораторий на проверки, налоговые отсрочки. Кроме того, в планах главы региона – создание цифровой платформы для огласки нарушения прав предпринимателей.

«Мы наметили курс на снижение давления на бизнес со стороны правоохранительных органов, защиту прав бизнеса, а также на повышение прозрачности деятельности контрольно-надзорных органов и формирование новых стандартов работы органов власти с обращениями предпринимателей. В настоящее время предприниматели выигрывают в судах только 40 % дел. Другие предприниматели зачастую вынуждены закрывать свои бизнесы, это необходимо менять», - отметил Сергей Морозов.

По словам Вице-президента международного конгресса промышленников и предпринимателей Анатолия Паламарчука, принятие новых контрольно-надзорных правил – это шаг к защите прав бизнеса. «ОПОРЕ РОССИИ» необходимо продолжить сбор предложений от бизнеса, мониторинг текущей ситуации, чтобы повысить эффективность действующей системы контрольно-надзорной деятельности, считает эксперт.

В свою очередь, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке Геннадий Онищенко заявил о важности перманентного процесса пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на бизнес-среду. Задачу бизнеса в этом процессе эксперт также видит в постоянном анализе, сборе и подготовке замечаний и предложений по действующим законам и подзаконным актам, где идет несостыковка. Кроме того, Геннадий Онищенко призвал представителей МСП к взаимному проявлению ответственности совместно с контролирующими органами.

Данный тезис поддержал Председатель Попечительского Совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов, который выступил с инициативой собрать предложения по снижению административной нагрузки по конкретным отраслям для предметного диалога с органами контроля.

Дискуссию продолжил Советник Президента ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Владимир Пучков. По его мнению, на данный момент в России выстраивается новая система контроля и надзора, и в этой работе должны принять активное участие представители МСП.

В условиях экономических проблем, с которыми столкнулся бизнес, в частности микро- и малый, необходимо предпринять дополнительные шаги для его поддержки, а это напрямую задача федеральных органов власти, органов местного самоуправления, уверен Пучков.

Каким образом консолидировать бизнес, чтобы повысить прозрачность всех контрольно-надзорных процессов – данный вопрос стал одной из главных тем выступления Заместителя председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрия Сазонова. По мнению эксперта, повышение прозрачности позволило бы снизить фискальную, административную нагрузку на бизнес.

Во второй части заседания Сергей Борисов выступил с инициативой сформировать Консультационную группу по проблемам контроля и надзора при Попечительском совете «ОПОРЫ РОССИИ» и назначить на роль главы Группы Анатолия Паламарчука.

В поддержку создания новой структуры выступил Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», руководитель Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Дмитрий Петровичев.

«На базе Консультационной группы мы бы могли оперативно решать проблемы и вносить предложения в действующее законодательство и будущее в части контроля и надзора», - отметил эксперт.

О необходимости работы бизнеса с Правительством РФ в части совершенствования контрольно-надзорной системы и снижения административной нагрузки на бизнес рассказал Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

«В заключении нашего комитета нет оптимизма. Те формулировки, которые есть в части риск-ориентированного подхода, могут привести к еще большему волюнтаризму, чем был раньше. Пока надзорный орган не будет отвечать за результат, результата не будет», - обозначил проблему спикер.

В условиях экономической нестабильности из-за коронакризиса, выживания бизнеса, по мнению Николая Николаева, государству необходимо создавать новые рынки, чтобы поддерживать предпринимателей.

Оставить комментарий
Другие новости

Инвестиционный потенциал муниципальных образований стал главной темой пленарного заседания Съезда лидеров «ОПОРЫ РОССИИ» в Новокузнецке

3 марта в Новокузнецке прошла пленарная сессия Съезда лидеров «ОПОРЫ РОССИИ» с участием губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева. Руководство и региональные лидеры «ОПОРЫ РОССИИ», представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, контрольно-надзорных ведомств, эксперты, предприниматели обсудили инвестиционный потенциал муниципальных образований и поддержку МСП на муниципальном уровне.

5 Марта 2021

На горнолыжном курорте Шерегеш прошел зимний кубок «ОПОРЫ РОССИИ» 2021

5 марта на горнолыжном курорте Шерегеш завершился зимний кубок «ОПОРЫ РОССИИ» 2021. Это мероприятие проводится ежегодно с 2017 года. В нем приняли участие сноубордисты и любители горных лыж из числа членов «ОПОРЫ РОССИИ». География участников - 52 региона страны. 
5 Марта 2021

На Съезде лидеров «ОПОРЫ РОССИИ» в Новокузнецке обсудили уголовно-правовые риски для бизнеса

3 марта в рамках Съезда лидеров «ОПОРЫ РОССИИ» в Новокузнецке состоялась Всероссийская конференция «ЗАБИЗНЕС: рейтинг регионов. Кемеровская область – Кузбасс», в которой приняли участие представители свыше 50 субъектов РФ. Эксперты, представители правоохранительных органов и бизнеса обсудили существующие уголовно-правовые риски для предпринимателей, а также профилактику силового давления на МСП.

5 Марта 2021